Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Беседы вместо выставок


Культура
355

В этой книге Дмитрий Коваленин меняет свое амплуа: он выходит из тени автора и начинает интерпретировать его творчество. Он предъявляет читателю не просто знание текстов Харуки Мураками — автора, которого он открыл для российской читательской аудитории, и тех смыслов, которые он в них заключает, — но и плоды очень глубоких размышлений над этими текстами в процессе их перевода, в которых Коваленин не просто передает значение слов. Он, подобно хорошему актеру, вживается в шкуру писателя, которого переводит, становится частью его интеллектуального тела, которая владеет русским языком.

Книга «Суси-нуар» очень далека от традиционного литературоведческого повествования. В ней есть подробный анализ сюжета и обстоятельств, в которых он создавался. Переводчик обращает внимание на множество деталей, которые могли ускользнуть от нашего внимания при чтении текстов Мураками, но это не значит, что он пытается их объяснить. Он всего лишь размышляет над ними и приглашает нас присоединиться к этим размышлениям.

В первой книге, написанной почти пятнадцать лет назад, Коваленин описывает историю своего знакомства с творчеством Мураками, которая произошла не так давно — и многие из нас могли быть ее свидетелями. Книги Мураками появились на российском рынке не благодаря крупным издательствам, которые, как это принято у них делать, покупают права у международной звезды, переводят книгу, а затем с помощью своих маркетинговых служб превращают ее появление на полках книжных магазинах в крупномасштабное культурное событие, которое литературные активисты не могут пропустить. Текст Мураками пришел к нам совсем другим путем. Дмитрии Коваленин, оказавшийся в Японии в середине девяностых, искал возможность для интеллектуального эскапизма и нашел на полке японского книжного магазина «Охоту на овец». Он закончил перевод в 1996 году и выложил его в интернет, который, к счастью, успел к тому времени появиться.

Затем произошло еще одно событие из разряда необыкновенных: нашелся человек, который прочитал в сети «Охоту на овец» в переводе Коваленина и, не будучи издателем, выразил готовность выкупить права на публикацию этой книги исключительно из любви к творчеству Мураками. Книга вышла в 1998 году и начала свой путь к сердцам русских читателей. К 2003 году она разошлась тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров, и с тех пор каждая его новая книга попадала в списки бестселлеров. И чтобы объяснить эту любовь, а заодно и природу творчества самого Мураками, Коваленин словно бы отправляет нас в подсознание писателя, которые наполнено самыми неожиданными воспоминаниями. Вместе с проводником мы словно отправляемся в блуждания по лабиринту и оказываемся сначала то в одном ответвлении, в котором Коваленин разбирает нюансы того или иного персонажа, то в другом, где мы знакомимся с историческими реалиями Японии. Но если мы пытаемся суммировать одну информацию с другой, то мы так и не получим измеримой величины.

В тексте Коваленина мы видим не обычного писателя, который пишет свои тексты с по