Какие выводы можно сделать из обновленного состава Кабмина РФ
Во вторник вечером российские медиа взорвались новостями – сайт Кремля начал прицельно стрелять президентскими указами с новым составом российского правительства. Причем как раз так, чтобы пик интереса пришелся к 20:00, началу выпуска «Вестей». Да-да, всё говорит о том, что время публикации новостей о новых назначениях жестко координировалось с программой передач «России-1». Потому как перед «Вестями» более двух с половиной часов, точнее 155 минут длились скабеевские «60 минут». Зачем было бы затевать спецвыпуск, кабы не знание, как эффектно он закончится.
ВО ГЛАВЕ МИНПРОСА И МИНЗДРАВА – «НАДЗИРАТЕЛИ»
И вот список оглашен. Ничего сенсационного или просто неожиданного не случилось. Собственно говоря, этот состав кабмина нельзя в полном смысле называть новым, скорее – обновленным, причем, ровно наполовину.
При этом три-четыре поста, по-настоящему важные для Украины, остались за прежними персонажами. Глава МИДа – Сергей Лавров, Минобороны – Сергей Шойгу, МВД – Владимир Колокольцев. И министр энергетики – Александр Новак. Силовики, войнушки, геополитика, газово-нефтяная дубинка – это все любимые игрушки российского президента. С руководителями соответствующих направлений он сработался, свыкся – и менять их не захотел. Наибольший вопрос, как говорят, стоял перед кандидатурой Шойгу. В этот раз на пост главы Минобороны было целых шесть кандидатур, но в итоге православный тувинец устоял. Прогнозы того, что это может значить для окружающих стран (в том числе, Украины) прямо противоположные – от обострения конфликтов, до поддержания их в прежнем состоянии.
Ушли же в первую очередь министры социального и экономического блоков. И это тоже ожидаемо. Именно они подвергались наибольшей критике. А сейчас в экономике и социалке, как традиционно делается при обновлениях, обещано улучшение качества, финансовые вливания и т.д. В связи с этим показательны фигуры новых министров просвещения (образования) и здравоохранения, заменивших едва ли не самых критикуемых персонажей (Минпрос – Васильева; Минздрав – Скворцова). Это, так сказать, «надзиратели» – представители надзорных ведомств соответствующих министерств. Бывший глава Рособрнадзора Сергей Кравцов стал во главе Минпроса, бывший глава Росздравнадзора Михаил Мурашко – во главе Минздрава.
Но обратимся к самом интересному. Кто ж уходит? Прежде всего, это глава министерства культуры Мединский, знатный фальсификатор истории и борец с архивами, продержавшийся на посту целых восемь лет. Либеральную интеллигенцию, нервничавшую по этому поводу, утешали, мол, радуйтесь тому, что есть, потому что следующий будет хуже – нечто столь мракобесное, что Мединского будете вспоминать с радостью.
КУЛЬТ КИНО В МИНКУЛЬТЕ. И КУДА УХОДИТ КОЗАК
Что ж, самые-самые худшие ожидания не оправдались, главой Минкульта стала Ольга Любимова, ранее возглавлявшая киношный департамент в этом же министерстве. Сразу после назначения некоторые СМИ оперативно чуть не утопили ее в елее: «Фигуры с такой мощной культурной родословной в кресле министра культуры у нас еще не было». Действительно, ее дед Николай Любимов был блестящим переводчикам, на счету которого «Декамерон», «Дон Кихот», «Мещанин во дворянстве», «Госпожа Бовари», «Тиль Уленшпигель» и т.д., отец – ректор знаменитого Щукинского театрального училища. По материнской линии – мхатовские деятели, в том числе прадед – великий Василий Качалов.
Но ронять слезы умиления по этому поводу не стоит. В 2016-2018 годах Любимова возглавляла дирекцию социальных и публицистических программ печально известного «Первого канала». А в 2018 году, уже в Минкульте она запомнилась, в том числе, отзывом прокатного удостоверения британской кинокомедии «Смерть Сталина». То есть это верный проводник линии партии.
Кроме того Любимовы – соседи Михалковых по Николиной горе, они десятилетиями дружат семьями. Близость к некогда большому режиссеру, а ныне мракобесному «Никите-Бесогону» (название телепрограммы Михалкова на России-24) – тоже не лучшая аттестация… Можно также предположить, что такое назначение говорит о ставке кремлевского руководства на расширение кинопроизводства – патриотически-пропагандистского и коммерчески успешного (Любимова – сторонник жесткой финансовой дисциплины в кинопроизводстве).
Три громких отставки среди вице-премьеров. Прежде всего, это комический Виталий Мутко (по прозвищу «лет ми спик фром май харт»), ранее курировавший спорт и культуру. Мутко-то и в 2018 году оставили только чтобы показать, что Путин под требования общественности об отставке не прогибается. И вот Мутко ушел только сейчас. Выведена из Кабмина Ольга Голодец, пребывавшая там восемь лет и всё на посту вице-премьера. Говорят, она слишком много спорила с финансово-экономическим блоком.
Что особенно интересно для Украины – покинул пост вице-премьера Дмитрий Козак. Он в России как бы отвечал за региональное самоуправление. Но параллельно также – спорил с группой Суркова за влияние на территории, отторгнутые от соседних государств. Возможно, на отставку повлияли недавние народные волнения в Абхазии. Очень может быть, что Козак теперь более плотно займется «украинским направлением». И для нас это может быть важно, с учетом участившихся обстрелов с оккупированных территорий.
СЫГРАЕТ ЛИ СТАВКА НА «СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ»?
Из других отставок стоит обратить внимание на две. Скажем, на уход министра цифрового развития Константина Носкова. Его называют последним членом правительства, близким к бывшему премьеру и еще более бывшему президенту Медведеву. При этом можно сказать, что Носкову еще повезло, по крайней мере, пока. Потому что для некоторых людей из «команды Медведева» дело заканчивалось не отставкой, а арестом (экс-министр Абызов, крупные бизнесмены братья Магомедовы).
А вот Сергей Чеботарев ушел не один, а вместе со всем министерством по делам Северного Кавказа, теперь ликвидированным. Эта новость в России непременно сопровождается уточнением, что бывший генпрокурор РФ Юрий Чайка назначен полпредом президента по Северо-Кавказскому федеральному округу, мол с таким мощным стариком отдельного министерства по делам этого сложного региона не нужно.
Показательна замена в министерстве спорта. Четыре года этот пост занимал фехтовальщик, олимпийский чемпион-2000 Павел Колобков. В том катастрофическом обвале, что случился с российским спортом, «забаненным» из-за системы государственного допинга, сложившейся в России уже к Сочинской олимпиаде-2014, есть доля и его вины (он тогда был заместителем министра спорта Мутко). В 2018 году, когда в WADA разгорелся новый, еще более шумный скандал в связи с российским вмешательством в базу данных РУСАДА, Колобков запомнился лишь твердостью проведения линии партии («вывсёврете»).
Теперь на смену ему пришел Олег Матыцин. Вид спорта, которым занимался в молодости новый министр, простонародный, но в России не очень сильный – настольный теннис. Зато пост, занимаемый им с 2015 года – президент Международной федерации студенческого спорта (FISU). Такое назначение тоже многое проясняет. В России уже довольно давно делается ставка на универсиады, так называемый «студенческий спорт». В реальности в студенты записываются сильные профессиональные спортсмены, в результате чего в медальном зачете Россия побеждает на таких турнирах с разгромным счетом. Видимо, сейчас будет сделана ставка на то, чтоб хотя бы в «студенческом спорте» санкции против России были максимально смягчены.
Важная деталь: пресса в РФ много говорит о прекрасных деловых и душевных качествах членов нового Кабмина, их «кристальной честности». Матыцин – хороший пример. Когда в Москве в 2000-х годах разрастался Черкизовский рынок, он был ректором Госуниверситета физкультуры, спорта, молодёжи и туризма. И в таком качестве провернул операцию с передачей 66 гектаров земли, принадлежащей университету, владельцу «Черкизона» Тельману Исмаилову. Когда же «президент» Медведев при попустительстве Путина начал прессовать (и в конце концов уволил) мэра Москвы Лужкова, то начались гонения и на Исмаилова, и на Матыцина. Было даже заведено уголовное дело. Однако для Матыцина все закончилось штрафом в 20 тысяч рублей, а позже, во время обжалований, дело закрыли в связи с истечением срока давности.
НАЗНАЧЕНИЯ ДИНАСТИЧЕСКИЕ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ
Инсайдеры говорят, что назначение на пост премьера именно налоговика Михаила Мишустина было отнюдь не предопределено. Наравне с ним рассматривался вариант с мэром Москвы Сергеем Собяниным. В итоге «избранным» все же стал Мишустин. Но зато Собянинская команда получила сразу два заметных поста в обновленном правительстве. «Министр экономики Москвы» Максим Решетников стал главой Минэкономразвития всей страны. А вице-мэр Москвы по строительству Марат Хуснуллин стал теперь всероссийским вице-премьером.
Конечно же, нельзя обойти вниманием первую ласточку – появление в кабмине династического представителя «золотой молодежи». Старший сын Николая Патрушева, секретаря Совета безопасности РФ (говорят, что этот орган значит в РФ больше двухпалатного парламента вместе с Кабинетом министров), Дмитрий Патрушев стал министром сельского хозяйства. Раньше талантливые отпрыски правителей путинского круга шли в крупный бизнес и, разумеется, быстро достигали там успеха. Теперь, похоже, начнется поход и непосредственно во властные структуры.
Последний акцент – пост первого вице-премьера. Занимавший его ранее Антон Силуанов вернулся к прежней, с 2011 года, должности просто министра финансов. А вот первым вице-премьером стал Андрей Белоусов, долгие годы (с 2013-го) бывший «всего лишь» помощником президента Путина по экономическим вопросам. И очень странно слышать, когда некоторые говорят о Белоусове, как о «неприметном чиновнике». В авторитарной стране близость к вождю значит не меньше, чем большие посты. Белоусов – давний любимец Путина, жесткий государственник, ему прочили высокий пост в Кабмине еще в 2018 году, но тогда не сложилось. Кстати, говорят, что в 2014 году, когда принималось решение об оккупации и аннексии Крыма, все специалисты экономического блока были против. И только помпрезидента Белоусов – за.
Поэтому все рассказы прекраснодушных околокремлевских мечтателей, что в России технократическое правительство – только рассказы. Безусловно, какие-то решения «базовой степени разумности» там будут приниматься и проводиться. Но лишь для того, чтобы поддерживать российскую экономику в состоянии пусть не блестящем, но таком, которое позволит продолжать воплощать агрессивные геополитические фантазии Вождя.
Но в целом, этому Кабмину долгой жизни не прочат. После путинского «конституционного переворота» логично будет вновь поменять правительство, найдя новых виновных в невыполнении путинских указаний, чтобы народ жил побогаче.
Олег Кудрин, Рига