Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Как управлять прогрессом


Культура
311

Авторы этой книги детально изучили опыт организации научной деятельности в западном авиастроении и попытались найти варианты его применения в российских условиях. Дело в том, что в постсоветские годы прикладная авиационная наука, лишившись управляющего центра, была предоставлена самой себе. При этом именно прикладная наука отвечает за исключительно важный процесс воспроизводства научно-технического задела, на который опирается вся конструкторская деятельность. В условиях резкого сокращения оборонных расходов и финансирования прикладных авиационных исследований и разработок все ведущие НИИ нашей страны оказались в крайне тяжелом экономическом положении. Лишившись единого координационного центра и прежних заказчиков, институты вынуждены были бороться за существование любыми способами. Помочь сохранить кадры и компетенции могло бы создание национального исследовательского центра по образу аналогичных центров крупных европейских стран. Однако у каждой крупной западной авиационной державы был свой собственный путь эволюции национальной авиационной науки и ее институтов. И для того, чтобы понять, какая именно модель больше всего подходит для России, эксперты провели довольно обширную исследовательскую работу.

В качестве стран, представляющих наибольший интерес, они выбрали США, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Нидерланды и Швецию. То есть все государства, где есть более или менее серьезные авиастроительные предприятия. При этом авторы признают, что англосаксонские модели, с большой ролью университетской науки, частного финансирования и меценатства научной деятельности, не вполне подходят России с ее госкапитализмом и патерналистским мышлением людей. Слишком многое в нашей стране пришлось бы поменять, чтобы американская модель прикладной науки здесь заработала. Гораздо больший интерес представляют страны континентальной Европы. Их опыт прямо свидетельствует о необходимости существования государственного авиационного исследовательского центра. И это легко объяснимо. Без государственного участия потрепанная Второй мировой войной европейская авиационная наука и промышленность неизбежно проиграли бы конкурентную борьбу американцам. Во Франции таким центром стало Национальное бюро аэрокосмических исследований ONERA, в Германии — Немецкий центр авиации и космонавтики DLR, в Италии — Итальянский центр аэрокосмических исследований, а в Испании — Национальный институт аэрокосмической техники Esteban Terrades. Заметим, что большинство этих центров было создано в ответ на соответствующий вызов времени — отставание стран прежде всего от США и отчасти от СССР. Теперь отстает уже наша страна, и опыт европейцев в создании национальных центров аэрокосмических исследований приходится изучать и внедрять нам.

В книге довольно подробно описывается история создания европейских центров, а также особенности национальных подходов к их развитию, финансированию и контролю результатов деятельности. С последним на Западе, кстати, дела обстоят намного жестче, чем