Enel первой из международных компаний получила контроль над энергетическим активом в России – прошлым летом она купила блокпакет ОГК-5, а затем ей удалось увеличить свою долю до 37,15%. В ноябре 2007 года Enel выставила оферту на выкуп долей у других акционеров. Как рассказал «Эксперту Оnline» директор международного управления Enel Карло Тамбури, хотя срок исполнения оферты закончился 4 февраля, у акционеров есть две недели на продажу своих акций. «Иногда бывает, что не все продают, хотя и дали заявку на продажу. Поэтому сколько у нас будет акций, станет известно только после этого периода. Уже сейчас с уверенностью могу сказать, что мы превысили 52,89%. Думаю, реально будет более 60%», – сказал он.
Но для Enel это уже принципиального значения не имеет. И хотя, по мнению российских аналитиков, за контроль над ОГК-5 Enel заплатила на 10-15% выше реальной стоимости, руководство компании так не считает, поскольку, несмотря на конфликт с руководством ОГК-5 из-за stock options (в Enel говорят, что не имеют никаких проблем и разногласия все разрешены), ОГК-5 является одной из лучших генерирующих компаний на рынке.
За последние несколько лет итальянская энергетическая корпорация Enel превратилась из локальной компании в крупного международного игрока. Приобретя испанскую компанию Endesa и российскую ОГК-5, Enel расширила свою деятельность от Америки до Евразии. К этому успеху компанию привел Фульвио Конти, который и объявил сегодня в Москве планы расширения бизнеса в России. Однако на родине глава Enel неожиданно оказался в центре крупного коррупционного скандала.
В последний день февраля ленты информагентств Италии запестрили заголовками: «Прокуратура ведет расследование в отношении Фульвио Конти», «Глава Enel получил взятку». Причем речь не шла о каком-то там банальном подарке, а о сумме около 100 млн евро.
Enel, как и многие компании в конце прошлого столетия, поддалась моде на телекоммуникационные компании и создала оператора сотовой связи Wind. К тому времени на рынке Италии уже были два оператора – TIM и Omnitel. Надеясь, что третий не будет лишним, Enel инвестировала в телекоммуникационную компанию 17 млрд евро, но прибыли, на которую рассчитывала, так и не получила. А после кризиса на рынке высоких технологий, когда бумаги всех интернет- и телекомовских компаний резко упали в цене, Enel решила продать Wind.
К началу 2005 года Enel получила ряд предложений от потенциальных покупателей, из которых отобрала две конкурирующие заявки. В итоге компания Weather Investments, в которой были консолидированы 100% Wind и 50% + 1 акция Orascom Telecom Holding, досталась группе инвесторов во главе с египетской Orascom, которой владеет Наджиб Савирис.
Именно эта сделка и стала основой для подозрений Фульвио Конти в том, что он получил 97 млн евро от Наджиба Савириса. В связи с этим финансовые власти Италии провели серию обысков в офисах Enel. Кроме него расследование ведется в отношении еще десяти человек, непосредственно участвовавших в купле-продаже Wind.
Расследование прокуратуры, начатое по анонимному заявлению, взятому из телевизионной передачи Report государственного канала RAI3 примерно год тому назад, произвело «эффект взорвавшейся бомбы в весьма ответственный момент международного становления компании», так говорится в письме Фульвио Конти сотрудникам Enel.
В телевизионной программе, которая называлась «Загадка фараона», анонимный источник раскрыл детали продажи Wind. По этой версии, американская компания Blackstone предложила за оператора связи 12,8 млрд евро, в то время как Савирис давал только 11,7. Но Enel сообщила о цене конкурента компании Orascom, и она повысила цену до 12,132 млрд евро. Хотя цена и была значительно меньше, Wind был продан египетскому предпринимателю. Почему? Вероятно, потому, что были заплачены значительные взятки – приходит к выводу автор телесюжета. Как отмечает газета La Repubblica, цена покупки кроме означенной суммы включала 317 млн евро премии банкам, участвующим в операции, и 97 млн на разные расходы и консультационные услуги. Именно часть этой суммы как незаконную и приписывают Конти.
«В жизни компании и в жизни людей иногда бывают моменты, когда требуется проявить особое мужество и выдержку. Сейчас наступил такой момент. Все вы читали в новостях о том, что прокуратура в отношении меня ведет расследование в связи со взяткой, якобы полученной при продаже компании Wind в 2005 году. Хочу заверить вас, что обвинения в мой адрес являются беспочвенными», – утверждает в письме своим сотрудникам глава Enel.
По его словам, все было проведено «абсолютно чисто, операция подверглась контролю как внутреннему, так и внешнему», и он готов дать все пояснения прокуратуре. Совет директоров Enel выразил ему поддержку и доверие. Поверил ему и рынок: после известия из прокуратуры акции компании Enel упали на несколько процентов, но потом выровнялись в цене.
Загвоздка в том, что программа Report, выходящая шесть месяцев в году, является одной из самых популярных и уважаемых телевизионных программ в Италии – результаты расследований ее журналистов почти всегда подтверждаются. Ведущая Милена Габанелли как-то сказала: «Я полгода веду программу, а потом полгода отбиваюсь в судах от адвокатов компаний, затронутых в передачах». И это не шутка, а чистая правда – «железная журналистка» получила как множество премий, так и огромное число угроз и, кажется, никогда еще не проиграла ни одной тяжбы.
Поэтому 11 подозреваемым в получении взятки будет непросто объясниться. Тем не менее Фулвио Конти заявил: «Я не допущу, чтобы в данной ситуации наша компания отвлекалась от выполнения ответственных задач, которые ей необходимо оперативно решать». И демонстративно приехал в Москву, чтобы пообщаться с коллективом ОГК-5 и объявить о результатах прошедшей оферты.