Пять лет вместе
«Мы являемся и будем долгосрочными инвесторами на итальянском рынке», — заявил Нагиб Савирис сотрудникам компании в Риме. Он подтвердил, что его компания Weather Investmensts (контролирует итальянского оператора) сохранит все обязательства на итальянском рынке, чтобы Wind успешно развивался. «С самого начала мы ясно видели реальный потенциал Wind, — подчеркнул Савирис, — и теперь я верю в компанию. Без сомнения, мы можем сказать, что Weather Investmensts выполняет свои обещания, помогая вписать страницу в истории итальянского делового успеха благодаря опыту Wind».
«Наша стратегическая цель — превратить итальянскую компанию из просто хорошей в отличную, развивая ее сильные стороны и используя новые возможности, например в строительстве новой волоконно-оптической сети в Италии, — добавил он. — Еще в 2005 году мы сосредоточились на эффективности управления, назначив и поддерживая всегда менеджмент компании, и добились того, что Wind превратился в одного из немногих европейских интегрированных операторов, который предоставляет своим клиентам фиксированную и мобильную связь и интернет».
Пытаясь таким образом успокоить руководство и сотрудников компании, он только еще больше их запутал. Совсем не упомянув о ведущихся переговорах с «Вымпелкомом», он сказал, что ищет только партнера. И, как подчеркивает итальянская пресса, неясно, «являются ли русские этим партнером». Некоторые источники говорят, что он бы хотел оставить себе около 20% Wind.
Впрочем, в Италии дела у Савириса идут достаточно хорошо. Wind является третьим в Италии мобильным оператором с 19,3 млн абонентов (с ростом числа абонентов на 7,7% в год), вторым альтернативным оператором (безусловное лидерство здесь хранит бывший монополист Telecom Italia) фиксированной связи с 2,9 млн абонентов и имеет почти 2 млн пользователей широкополосного интернета.
И финансовые показатели компании значительно улучшились. Купив в 2005 году убыточного оператора (убыток составил 331 млн евро в 2005 году), Савирис добился того, что Wind уже в 2006 году вышел в плюс (23 млн), наращивая прибыль от года к году: 198 млн в 2007 году, 385 млн в 2008-м и 308 млн в 2009-м (падение из-за кризиса). Wind даже сумел раньше времени выплатить 2,2 млрд долгов.
Пресса называет Wind «сокровищем» среди всех активов Савириса. Даже конкуренты с уважением отзываются об этой компании. Например, глава Vodafone Italia Паоло Бертолуццо назвал компанию «лакомым куском, который генерирует деньги». За годы властвования Савириса EBIT увеличилась более чем в три раза, с 323 млн до 1,139 млн евро. Но не все то золото, что блестит. У Wind все еще остаются огромные долги, что позволило «Ренессанс капиталу» озаглавить свой доклад We Like Weather without Wind (красивая игра слов: «Нам нравится безветренная погода»).
Немного истории
В конце прошлого века все говорили о новой эре в развитии человечества, небывалом развитии интернета и мобильной связи. Поэтому компаниям, хоть как-то связанным с этим, предсказывали небывалые прибыли. В Европе говорили о 3G как о «золотом ключике», открывающем двери к несметному богатству. На это купились не только в Италии, но и в Германии и Англии. Компании купили лицензии на связь третьего поколения за 1 млрд евро. А если учесть, что и оборудование им досталось по ценам, в несколько раз выше теперешних, можно представить, в какие долги влезли компании. Причем в этот бизнес включились и непрофильные игроки, такие как энергетическая компания Enel.
Но почему-то «золотые яйца» не неслись, стало стыдно даже произносить так модное ранее выражение «Killer applications».
В 2003 году итальянская Enel окончательно поняла, что обещанной прибыли не будет, и решила продать Wind, сосредоточившись на своем главном бизнесе. Но продать было непросто, по крайней мере за те деньги, которые хотел Enel. Он надеялся отыграть вложенные деньги, да еще и заработать. Покупатели были, но самым щедрым оказался Савирис, который купил у Паоло Скарони (тогда глава Enel, а сейчас Eni) контрольный пакет Wind за рекордные для Европы 12,1 млрд евро (заплатив еще разным посредникам более 400 млн евро).
Он сумел улучшить ситуацию, но тоже понял, что доить итальянцев много не получится (они, конечно, обожают говорить по телефону, но не бесконечно). Уже в 2007 году он задумался продать оператора или его часть. Например, The Wall Street Journal Europe писала о переговорах Савириса с фондами Blackstone Group и Apax Partners Worldwide о продаже пакета 10%. В апреле этого года финансовая газета Италии Il Sole 24 Ore писала, что южноафриканский оператор MTN хотел бы купить Orascom (компания, в которой Савирис сосредоточил свои телекоммуникационные активы), в июне переговоры прервались.
И вот теперь интерес российской компании.
Савирис должен продавать
В связи с кризисом его греческий оператор Wind Hellas практически обанкротился. Ему удалось договориться с банками отложить платежи до октября, но остается мало надежды.
Из-за обострения отношений между Египтом и Алжиром появились большие проблемы у оператора Djezzy, работающего в Алжире. Сначала ему выписали штраф 600 млн долларов, потом его акционерам еще запретили получать дивиденды. Савирису ничего не оставалось, как пытаться договориться с правительством, вплоть до продажи ему оператора.
Поэтому Савирису нужны деньги, иначе он рискует лишиться с трудом построенной телекомовской империи в Средиземноморье. В сложившейся ситуации, цена 6,5 млрд долларов кажется завышенной. Об этом свидетельствует и сильное падение акций «Вымпелкома» после сообщения о возможной сделке (факт переговоров подтвердил и глава компании Александр Изосимов). Если говорить об обмене акциями, то даже 20% «Вымпелкома» кажется большой ценой.
Если сделка состоится, Vimpelcom Ltd сумеет сильно расширить свой зарубежный бизнес.
В сфере деятельности компании прямо или косвенно окажутся еще 12 стран, а к 90 млн абонентов Vimpelcom прибавятся еще около 110 млн. Ситуация позволяет купить (или слиться) с Савирисом достаточно недорого, при этом еще и почувствовать себя «спасителем» бизнеса.
Как у них в Италии
В Италии сейчас действуют четыре сотовых оператора: ТIM, Vodafone Italia, Wind (у которых есть и GSM-, и UMTS-лицензии) и «3» (у которой только лицензия на UMTS). Причем все они иностранные или с иностранным участием. Напомним, несколько лет назад «Система» хотела купить около 20% акций Telecom Italia (которая владеет TIM), но потом их купила испанская Telefonica. В Италии нет преград для иностранных инвесторов, но следует помнить тот факт, что нужно договариваться с профсоюзами. На этом рынке сейчас наблюдается застой, в связи с кризисом операторы вынуждены были сокращать персонал, и это не всегда оказывается просто. Может оказаться, что даже такие блестящие менеджеры, как, например, Серджио Маркионне, которые спасли Fiat от разорения и вывели его в лидеры, оказывались чуть ли не врагами народа, пытаясь избавиться от лишних людей. Такая же участь постигла и Алексея Мордашова, который, покупая Lucchini, спас ее от расчленения или разорения, при этом сохранив персонал. Сначала на его молились в Италии, а когда из-за кризиса он вынужден был сокращать производство, местные профсоюзы и власти даже написали письмо премьеру Сильвио Берлускони, чтобы он поговорил с Дмитрием Медведевым во время его последнего визита в Италию, чтобы российский президент «приструнил менеджера».
Поэтому, покупая итальянскую компанию, нужно помнить, что покупаешь и возможные проблемы.