Разговоры о том, что именно Италия заняла место «больного человека» Европы, якобы освобожденное Грецией, по мнению Wall Street Journal (WSJ), не соответствуют действительности.
Этот год выдался богатым на вызовы для Европы. После оглушительного поражения правящей партии на референдуме в Италии в прошлое воскресенье и отставки Маттео Ренци, небо, однако, не упало на землю, как предсказывали пессимисты. Евро рухнул, но вновь вынырнул на поверхность. Что же касается итальянских облигаций, то они почти не отреагировали на поражение Ренци. Большинство ценных бумаг в других странах тоже едва заметили события на Апеннинах.
Объявленного прорицателями апокалипсиса не произошло. Одна из причин заключается в том, что рынки ждали такой исход. Другое объяснение – референдум в Италии в отличие от брекзита и выборов Трампа ничего сам по себе не меняет. Конечно, без политических последствий не обойтись, но пока рано говорить, какими они будут и как к ним отнесутся рынки.
Но главная причина такого общеевропейского «безразличия» в том, что проблемы Италии останутся в самой Италии. Они старые и отражают давнишний кризис внутреннего управления.
Проблемы эти вышли на поверхность после вступления Италии в зону евро, когда стало ясно, что она не сможет полагаться на регулярные девальвации лиры. Италия, конечно, далеко не единственная страна, экономические проблемы которой обнажил мировой финансовый кризис. Просто в ней в отличие от Испании, Ирландии и Кипра реформы проходят крайне медленно.
В последние семь лет стало очевидно, что кризис члена еврозоны может стать кризисом и всего блока лишь в том случае, если для него требуется коллективный ответ континента. Причина очевидна – механизмы управления еврозоны не предусматривают принятие эффективных политических решений. Политическую беспомощность еврозоны несколько подретушировала программа количественного смягчения ЕЦБ, поддерживающая рынки правительственных облигаций. Это позволило ослабить давление на правительства стран еврозоны, от которых требовалось принятие жестких решений.
Следовательно, делает вывод WSJ, главным испытанием для еврозоны продолжает оставаться Греция, а не Италия. Италия станет проблемой зоны евро лишь в том случае, если попросит ее о помощи. Это представляется маловероятным до тех пор, пока ЕЦБ будет скупать в больших количествах гособлигации членов еврозоны.
Риск же нового греческого кризиса вполне реален. Единственный способ ему помешать – разорвать кольцо противоречий между Грецией, Германией и МВФ относительно судьбы следующего этапа оказания помощи Афинам.
Суть разногласий между ЕС и МВФ, как обычно, в реформах: позволят ли Греции заложенные в программу третьей помощи реформы, в частности, на рынке труда, достичь 3,5% профицита бюджета, на который она должна выйти в 2018 г. В МВФ считают, что без дальнейших реформ в области налогов и пенсий, не обойтись. МВФ неоднократно предлагал еврозоне снизить планку до 1,5% и представить Афинам новое списание долгов. Сами греки уверены, что без списания шансов на успех у них нет.
В Берлине и Гааге твердо заявили, что дадут следующий транш лишь в том случае, если к программе присоединится МВФ. МВФ же сейчас выступает лишь в роли советника. Он отказывается возвращаться в программу, т.е. выделять деньги, до тех пор, пока еврозона не согласится облегчить греческий долг. Еврозона же, со своей стороны, не сможет узнать, сколько миллиардов долга нужно списать, до тех пор, пока Афины не согласуют с кредиторами долгосрочные бюджетные цели и способы их достижения. Однако если компромисса не удастся быстро достичь до того, как в еврозоне начнется продолжительный сезон выборов, то следующая возможность представится не раньше лета. Нельзя исключать и того, что принятие решения придется переносить еще на более поздний срок – после выборов в Германии. Между тем, уже к лету Греция вновь может возникнуть дефицит ликвидности.
Дела в Греции идут сейчас далеко не блестяще. В стране, например, самая высокая на континенте безработица. По состоянию на 31 августа, т.е. по последним имеющимся данным, она составляла 23,4%.
Правительство Ципраса хочет укрепить полномочия профсоюзов, но против этого выступают кредиторы. Сириза также требует снизить цифры по профициту бюджета с 3,5 до 2,5%.
Сириза стала очередной популистской партией, разбившейся о бурные волны кризиса. Если в начале 2015 г., когда она одержала сверхубедительную победу на парламентских выборах, ее рейтинг приближался к 70%, то сейчас он, по разным оценкам, от 18 до 20%.
В Греции в этом году многое изменилось. Например, МВФ, который раньше был главным врагом греков, сейчас превратился в их главного союзника.
Греция с огромным трудом поднялась на ноги и стоит сейчас, слегка покачиваясь, но для того, чтобы ее свалить обратно на землю, достаточно не очень сильного порыва ветра. Такой сценарий более чем реален, потому что встреча министров финансов ЕС 5 декабря закончилась в части Греции провалом. Президент Еврогруппы Йерун Дейсселблум признал, что шансы на присоединение до конца 2016 г. к программе оказания помощи МВФ после переговоров полностью исчезли.
«Это невозможно, по-моему,- заявил он.- Придется продолжить переговоры в следующем году».
Конечно, никто не хочет, чтобы еще одна программа оказания помощи Греции, на этот раз 86-миллиардная, провалилась. Особенно в то время, когда геополитическая важность этой страны начала расти. К тому же, если еврозона не в состоянии помочь Греции, то как как она сможет помочь в случае необходимости Италии, четвертой экономике континента?