От свободы передвижения до обеспечения национальной безопасности
Именно такой широкий спектр вопросов охватил Новую повестку дня в сфере юстиции, свободы и безопасности, в которой Украина и ЕС договорились углублять сотрудничество. Что же означает этот документ для Украины и какова его роль в евроинтеграционном процессе?
22 марта 2019 года в Киеве состоялось пятое заседание Подкомитета «Юстиция, свобода и безопасность», на котором продолжили обсуждение приоритетных направлений сотрудничества между Украиной и ЕС.
17 декабря 2018 года состоялось юбилейное заседание Совета ассоциации Украина-ЕС. Тогда были достигнуты важные договоренности относительно энергетического, цифрового рынков и сектора юстиции.
Совместное заявление по результатам пятого заседания Совета ассоциации содержит следующий абзац: «Стороны договорились усилить сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел, включая интегрированное управление границами, миграцией и биометрической идентификацией, противодействие отмыванию доходов, финансированию терроризма, организованной и международной преступности». Этой, на первый взгляд общей фразой, европейские партнеры Украины подтвердили готовность развивать сотрудничество по важным для Украины вопросам. Более того – это положение Совместного заявления является логическим развитием договоренностей Президента Украины Петра Порошенко с лидерами Европейского Союза, которые были достигнуты в ходе ХХ Саммита Украина-ЕС.
Новая повестка дня сотрудничества между Украиной и ЕС в сфере юстиции, свободы и безопасности – это комплексный программный документ, разработанный Минюстом совместно с другими заинтересованными сторонами. В частности, к работе присоединились омбудсмен, Высший совет правосудия Украины, Правительственный офис координации европейской и евроатлантической интеграции, МВД, МИД, НАПК, Государственная служба специальной связи и другие.
В чем заключается сотрудничество в этом секторе? Сотрудничество с Украиной и другими странами на востоке от границ ЕС происходит на основе политики Восточного партнерства и Европейской политики соседства. Вместе с тем, стратегическая цель украинской власти в отношениях с ЕС значительно шире рамок, которые предлагаются в ЕПС. Мы стремимся стать полноправным членом европейской семьи, что отныне закреплено и в Конституции Украины. Руководство государства видит, что усиление секторального сотрудничества, внедрение европейских стандартов и норм в самых важных сферах жизни общества станут первыми шагами к выполнению критериев, необходимых для вступления в Евросоюз. Зарубежная политика ЕС имеет целью углубление и укрепление отношений между Европейским Союзом (ЕС), его государствами-членами и шестью странами Восточного партнерства.
Одним из важных направлений этой интеграции является сфера юстиции, свободы и безопасности. В данном секторе - целый ряд вопросов: свободное движение лиц, сотрудничество в сфере миграции, убежища и управления границами, защита персональных данных, правовое сотрудничество, борьба с легализацией (отмыванием) средств и финансированием терроризма, борьба с преступностью и коррупцией, сотрудничество в борьбе с терроризмом и прочее. Весь список взаимных обязательств Украины и ЕС в сфере юстиции, свободы и безопасности выложен в Соглашении об ассоциации с ЕС.
Почему одного Соглашения об ассоциации недостаточно?
В течение последних двух десятилетий ЕС заключил ряд двусторонних соглашений, которые интегрируют третьи страны во внутренний рынок ЕС при условии имплементации части законодательства ЕС. Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС - комплексный документ, который по своей всеохватности является рекордсменом как для Украины, так и для ЕС. В научной литературе его называют инструментом интеграции без членства (Определение можно найти в Guillaume Van der Loo, The EU-Ukraine Association Agreement and Deep and Comprehensive Free Trade Area (Studies in EU External Relations, Leiden/Boston, 2016).
В Соглашении об ассоциации с ЕС есть отдельный Раздел III, который содержит 10 статей и охватывает как раз вопросы сотрудничества в сфере юстиции, свободы и безопасности. Главный акцент сделан на обеспечении верховенства права и уважении прав человека и основополагающих свобод, который является краеугольным камнем функционирования институтов всех уровней в сфере управления в целом и правоохранительных и судебных органов в частности. Еще одна особенность Раздела III в том, что он не содержит приложений, а следовательно не прописывает конкретных актов ЕС, которые Украина должна имплементировать в свое законодательство. Поэтому Соглашение об ассоциации, которое закладывает основательный базис кооперации по вопросам юстиции, свободы и безопасности, нуждается в постоянном развитии, дополнении и расширении. Именно эту роль взял на себя Новая повестка дня.
Подробнее о новой повестке дня
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
В планах сторон и при поддержке ЕС запланировано, что в Украине постепенно будут имплементированы самые высокие стандарты ЕС в области защиты персональных данных, что закладывают высокие гарантии приватности. Так, согласно последним актам права ЕС, включая Регламент 2016/679 (полное название - Общий регламент о защите данных (англ. General Data Protection Regulation, GDPR), граждане ЕС, чьи персональные данные обрабатываются, имеют право запрашивать подтверждение факта, место и цель обработки данных, получать информацию о том, были ли такие данные переданы третьим лицам. В любой момент человек может требовать прекратить обработку его данных или вообще удалить информацию о нем (так называемое «право быть забытым»). В свою очередь, компании и учреждения, которые обрабатывают персональные данные, обязаны обеспечить надлежащий уровень защиты данных от незаконной обработки, кражи или уничтожения. О любых выявленных фактах незаконного доступа к персональным данным компании должны сообщать специально уполномоченные государственные органы.
Кроме того, регламент 2016/679 обеспечивает защиту права на приватность в современном информационном обществе. Его положения особенно актуальны в Украине в условиях стремительного развития цифрового сектора и внедрения интероперабельности (взаимосвязи) между базами данных, распорядителем которых является государство.
В этом вопросе есть первые достижения. Осенью 2018 года Конституционный Суд Украины признал неконституционным право Министерства финансов получать без согласия граждан информацию, которая содержит банковскую тайну, персональные данные. Это же касается и доступа к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных, держателем которых являются государственные органы или органы местного самоуправления. Такое право предусмотрено Бюджетным кодексом Украины для проведения проверок. Правоохранители проверяют, например, является ли законным начисление пенсий, пособий, льгот, субсидий, других социальных выплат. Конституционный суд отметил, что Бюджетный кодекс предоставляет слишком широкие полномочия Минфину, никак не ограничивая его. Это приводит к тому, что невозможно обеспечить даже минимальную защиту персональных данных.
В этом контексте имплементация Регламента 2016/679 крайне необходима: если бы украинское законодательство полностью соответствовало Регламенту, то удалось бы найти баланс между правом человека на защиту его персональных данных и интересом государства в рациональном использовании бюджетных средств. Личная информация была бы защищена и не существовало бы препятствий для осуществления проверок.
ЗАЩИТА ГРАНИЦ И ДВИЖЕНИЕ ЛИЦ
Одним из основных требований предоставления безвизового режима Украине стало создание действенной системы контроля за границами, предотвращение контрабанды и нелегальной миграции, а также борьба с коррупцией и организованной преступностью. Со дня предоставления «безвиза» Европейская Комиссия следит за тем, как Украина выполняет критерии визовой либерализации и ежегодно представляет Европейскому Парламенту и Совету ЕС отчет, в котором основное внимание уделяется безопасности границ и миграционным рискам от третьих стран, которые пользуются безвизовым режимом с ЕС. Поэтому для выполнения всех рекомендаций Европейской Комиссии и дальнейшего сотрудничества в сфере управления границами, Новая повестка дня предусматривает внедрение совместного пограничного контроля между Украиной и государствами-членами ЕС.
Также Украина планирует углубить сотрудничество с Европейским агентством пограничного контроля и береговой охраны, известным как Frontex. Задача этого Агентства - развитие и координация европейской пограничной политики, проведение анализа ситуации на границах ЕС и распространение актуальной информации относительно безопасности рисков на границе между государствами-членами ЕС. Агентство также имеет команду из более чем 1 500 специалистов по охране границы, которые привлекаются к операциям на границе, в том числе во время чрезвычайных ситуаций. Украина пытается адаптировать свои процессы к нормам и правилам ЕС. Особенно в отношении пограничного контроля. Добавим, что выполнение этой задачи является реализацией приоритета по интеграции Украины в Шенгенскую зону.
БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ
В условиях гибридной войны с Российской Федерацией наша страна вынуждена постоянно развивать и модернизировать собственную систему киберзащиты. ЕС также обеспокоен новыми тенденциями в киберпреступности. Вмешательство в выборы США, вирусная атака WannaCry и другие хакерские угрозы заставляют европейских политиков выделять новые профессиональные и финансовые ресурсы на сферу цифровой безопасности. В этом ключе очевидно, что существенный результат не будет достигнут без совместной работы Украины и ЕС. Обе стороны сейчас активно интегрируют собственные цифровые рынки, а следовательно становятся общими объектами кибератак.
Новая повестка дня предусматривает, что ЕС поможет подготовить квалифицированные кадры для профильных учреждений по кибербезопасности Украины и будет способствовать развитию сотрудничества в сфере исследований и инноваций в этой отрасли.
Так, Украина намерена подписать соглашение о сотрудничестве с ENISA – Европейским агентством по сетевой и информационной безопасности. Работа ENISA состоит из трех векторов: выдача рекомендаций, помощь в разработке и воплощении политики в сфере информационной безопасности, непосредственная поддержка специалистов по кибербезопасности стран-членов ЕС и партнеров. Оно позволит объединить усилия государств-партнеров и разработать общую стратегию защиты цифрового пространства.
СУДЫ И ИХ ОЦЕНКА
Еще один важный вопрос - судебная реформа, которая продолжается в Украине. По результатам опроса профессиональных юристов, проведенного Программой USAID «Новое правосудие», уровень доверия законодателей к судебной власти вырос с 38% в 2017 году до 41% в 2018 году. Однако система все равно часто подвергается критике, а значительная часть общества не удовлетворена темпами и результатами реформы. Поставить точку над «і» позволило бы независимое объективное исследование с привлечением лучших международных экспертов.
Такие исследования проводит Совет Европы: его агентство CEPEJ (European Commission for the efficiency of justice, рус. – Европейская комиссия по эффективности правосудия) каждые два года публикует масштабное исследование относительно эффективности судебных систем государств-членов Совета Европы. Впрочем, это исследование имеет один существенный недостаток – оно быстро становится устаревшим для Украины. Его цикл охватывает данные двухлетней давности. Так, исследование, опубликованное в 2018 году, базировалось на данных по состоянию на конец 2016 года; запланированное исследование в 2020 году будет включать статистическую информацию до 2018 года.
Для западных европейских стран двухлетний цикл актуален, поскольку в этих государствах процессы более стабильны и без постоянных кардинальных изменений. В Украине же – все по-другому. Поэтому данные двухлетней давности не отражают реальное состояние дел.
Таким образом, Новая повестка дня предусматривает похожее периодическое исследование, которое будет охватывать более актуальные данные. Эта инициатива должна быть реализована на уровне «Восточного партнерства».
Эти и много других инициатив Украины, которые изложены в Новой повестке дня сотрудничества между Украиной и ЕС в сфере юстиции, свободы и безопасности, уже разрабатываются стороной ЕС. Во время Совета ассоциации европейцы дали нам понять, что они полностью поддерживают расширение сотрудничества с Украиной. Осталось согласовать формулировки и конкретизировать совместные мероприятия. Готовность к этому была подтверждена и в ходе последнего заседания Подкомитета ассоциации в сфере юстиции, свободы и безопасности, которое прошло в конце марта э.г. Сейчас совместно с причастными органами государственной власти согласовываем первые практические шаги для его выполнения.
У Минюста есть обоснованные надежды ожидать успеха в имплементации этого документа, ведь у Новой повестки дня есть ключевое преимущество – ее реализация выгодна как Украине, так и Европейскому Союзу.
Юлия Зайченко, генеральный директор Директората стратегического планирования и евроинтеграции Министерства юстиции
Станислав Ивасик, государственный эксперт Директората стратегического планирования и евроинтеграции Министерства юстиции
Александр Козлов, государственный эксперт Директората стратегического планирования и евроинтеграции Министерства юстиции