Первый этап воплощения Нацстратегии управления отходами был настолько “успешным”, что его почти никто не заметил.
Начался второй этап реализации Национальной стратегии управления отходами в Украине до 2030 года, утвержденной Кабинетом министров в ноябре 2017-го. Уверены, у многих читателей возникнет вопрос: “Вот как? А почему мы ничего не слышали про первый?”. И будут правы. Этот этап оказался почти незаметным – по крайней мере, для непрофессионального глаза”. Конечно же, “незаметная работа” может быть хорошим признаком... когда речь идет о слаженном общегосударственном механизме. Другое дело, когда такой механизм только создается, а правила, по которым он должен действовать, – только формируются. В результате украинцы все-таки должны научились превращать отходы в доходы.
К 2030-му предстоит сделать немало. Но догнать Европу – не выйдет
Помощь в создании Национальной стратегии управления отходами-2030 оказывали зарубежные специалисты под руководством Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Среди основных задач – постепенный переход от доминирования захоронения твердых бытовых отходов (как основного способа обращения с ними) к сортировке и разделению для повторного использования, переработки или утилизации с захоронением остатков на «региональных» полигонах, отвечающих требованиям ЕС, а также изменение отношения к отходам как к ценного ресурса.
Первый этап реализации стратегии пришелся на 2017-2018 годы, второй – рассчитан на 2019-2023-й, третий – на 2024-2030-й. Претворение документа в жизнь должно помочь к 2023 году обеспечить переработку не менее 15% бытовых отходов – благодаря введению в эксплуатацию мусоросортировочных линий, мусороперерабатывающих заводов. А также росту доли населения, которое собирает бытовые отходы раздельно, по крайней мере до 23%. К 2030 году эти показатели должны вырасти соответственно до 50 и 48%. Для этого в Украине должны появиться 250-300 новых центров приема/сбора отходов и 90 мусоросортировочных линий. А число полигонов для захоронения ТБО должно сократиться с примерно пяти с половиной тысяч до 100-150. И это будут не “мусорные терриконы”, а безопасные современные объекты, отвечающие стандартам ЕС. Подробнее о том, за счет чего планируют этого достичь, читайте в материале Укринформа.
Задачи – довольно амбициозные. Однако, как считают экологи, выполнить их можно гораздо быстрее, не растягивая на 13 лет. Многие страны прошли этот путь за 5-6 лет. Единственное, что нас оправдывает, – это отсутствие должного финансового ресурса. Ведь, к примеру, на внедрение соответствующих стратегий в государствах ЕС ежегодно выделяют сотни миллионов евро – как из национальных бюджетов, так и из общеевропейской казны. Отсюда и результат: в развитых странах «формула обращения с твердыми бытовыми отходами» – около 30% ТБО перерабатывают благодаря раздельному сбору и сортировке; 20% – превращают в компост и биогаз; и почти 50% – утилизируют (как правило, путем сжигания для энергетических потребностей – с выработкой тепловой и электроэнергии). И лишь незначительную долю отходов уплотняют и складируют на безопасных полигонах. Причем, в некоторых странах уже могут похвастаться полной переработкой отходов. В частности, Швейцария и Германия достигли показателя в 0% прямого захоронения ТБО еще в 2015 году. Приближаются к этому Швеция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Австрия и Норвегия. В Украине же объем переработки твердых бытовых отходов сегодня достигает 3%, столько же мусора сжигают. Остальное (94%) подлежит захоронению. Кстати, по экспертным оценкам, 99% украинских полигонов не соответствуют европейским требованиям (директиве Совета Евросоюза № 1999/31/ЕС “О захоронении отходов”). Более того, из-за недостаточного контроля или отсутствия надлежащей системы обращения с бытовыми отходами ежегодно образуется свыше 27 тысяч несанкционированных свалок (и это – только по официальным данным).
Каждый наш соотечественник производит от 250 до 300 килограммов мусора в год. Таким образом, за год в нашей стране образуется более 10 миллионов тонн твердых бытовых отходов. Если собрать весь этот хлам в кучу, получится гора с основанием 100 метров в пять километров высотой! А если рассыпать его слоем толщиной один метр, придется пожертвовать под такую “инсталляцию равнодушия и бесхозяйственности” площадь в 50 квадратных километров. Для сравнения: площадь Ужгорода – 40, Луцк – 42, Ривного – 63 квадратных километра. Каковы же шансы существенно уменьшить “территорию мусорного поражения”?
Стартовали ни шатко ни валко
“Более чем за год действия Стратегии в сфере обращения с отходами в Украине, к сожалению, ничего не изменилось, – констатирует глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко. – По большому счету, можно считать, что документ вообще “лежит под сукном”. Дело в том, что для него нет законодательного обоснования. Ведь постановление правительства не может быть выше, чем закон Украины. При этом министерство экологии и природных ресурсов так и не смогло предложить Верховной Раде, как согласовать отечественное законодательство с европейскими директивами, на которых построена Стратегия. А также обеспечить их имплементацию в соответствии с обязательствами, которые страна приняла в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Наши же чиновники “поставили телегу впереди лошади”, что, считаю, полностью исключает выполнение Стратегии-2030”. Хотя ради справедливости заметим: в рамках первого, так сказать “организационного” этапа реализации Стратегии продолжалось экспертное обсуждение Национального плана управления отходами, который предусматривает конкретные шаги по ее выполнению (документ, кстати, был утвержден на правительственном заседании на этой неделе) Также сформирован Координационный совет по вопросам реализации Национальной стратегии.
Впрочем, эксперты считают, что “старт” мог бы быть более стремительным – в частности, и учитывая неиспользованные возможности информирования населения о задачах и инструментах реализации документа. О новых (для нас и привычных для мира) подходах к обращению с твердыми бытовыми отходами в украинских СМИ, конечно же, время от времени говорили – но, в основном, по инициативе журналистов или активистов-экологов: целенаправленной разъяснительной кампании со стороны “заинтересованных” госорганов и государства в целом не было. Татьяна Тимочко в частности, винит в этом уже упомянутое министерство экологии и природных ресурсов и другое ведомство – министерство образования и науки, которое “упорно” игнорирует проблемы сортировки мусора в учебных программах. Сейчас только отдельные воспитатели и учителя-энтузиасты учат детей, как обращаться с отходами. “А это должно стать задачей всего государства. Но из года в год убеждаемся: выполнение этой функции, как говорится, “не в приоритете”. На фоне других вопросов, решением которых занимается (или делает вид, что занимается) государство – финансовых, социальных, энергетических...”, – говорит эколог.
Что же касается реализации Стратегии-2030 на практике, то судить о ней корреспондент Укринформа может, к примеру, по событиям в своем дворе. Именно в конце 2017-го рядом с двумя “традиционными” контейнерами для мусора во дворе появился и специальный (сетчатый) контейнер для сухих отходов. Несколько недель все было хорошо – в него попадала по крайней мере часть пластиковых бутылок, банок, картонной и бумажной упаковки. Но то ли потому, что людям надоело быть такими дисциплинированными, то ли из-за того, что столичные коммунальщики вывозили мусор нерегулярно, и “обычные” баки быстро переполнялись, жители близлежащих домов стали выбрасывать в спецконтейнеры все отходы в кучу. И дальше стали делать это “по привычке”. В результате через несколько месяцев все вернулось на круги своя: во дворе – два “рабочих” контейнера. А третий дворники просто перевернули, превратив в часть дворового интерьера. Поскольку “экипаж” мусоровоза, по утвержденным кем-то странными “нормам”, забирает с каждой площадки для складирования отходов лишь по два контейнера – не больше.
Выполнение Стратегии и дальше будут тормозить: прогноз экспертов
Низкие тарифы на услуги по захоронению отходов никоим образом не стимулируют субъектов хозяйствования и местные органы власти к переработке отходов. При этом лишь налаживание эффективной системы сбора использованной упаковки могло бы сэкономить для нужд перерабатывающей промышленности 500 тысяч тонн бумаги и картона, 1 миллион тонн стекла, и примерно 600 тысяч тонн полимеров. Вместо того, чтобы превращать в новые вещи и иметь доходы, все это выбрасывают, нанося непоправимый ущерб природе. В то же время, как показывает опыт развитых стран, активное введение отходов в хозяйственный оборот обеспечивает формирование значительной части валового внутреннего продукта и создание сотен тысяч рабочих мест.
Национальная стратегия предусматривает определенные шаги для улучшения ситуации. Но их воплощение почему-то откладывается. Речь, в частности, о применении принципа расширенной ответственности производителя, в частности для отходов упаковки, электрического и электронного оборудования. Инвестиционная активность в сфере управления такими отходами чрезвычайно низкая – по причине отсутствия необходимой законодательной базы и четко определенных сфер ответственности для всех участников рынка. Чтобы изменить ситуацию, нужны минимальные усилия украинских законодателей. Но руки у них до этого традиционно “не доходят”. То же касается и вопроса сбора и переработки отработанных батареек. Зато в сферах, где с нормативной базой, казалось бы, все в порядке, часто возникают финансовые и технологические проблемы. К примеру, благодаря высокой рентабельности переработки свинца, многие субъекты хозяйствования имеют лицензии на операции с опасными отходами и занимаются сбором свинцово-кислотных аккумуляторов. Но... в стране существует лишь несколько современных мощностей с автоматической обработкой отработанных аккумуляторов, другие установки требуют модернизации и внедрения новых технологий. Все это требует значительных средств и желания меняться.
“Ментально же украинцы к раздельному сбору отходов готовы, – утверждает Татьяна Тимочко. – Сказывается многолетняя просветительская работа общественного сектора – десятков природоохранных движений и организаций. К тому же, большинство наших соотечественников “достали” свалки на окраинах городов и сел, в лесополосах, на берегах водоемов. В каждом населенном пункте страны, вероятно, уже есть “сознательное ядро” граждан, делящих мусор на фракции. Важно лишь – не “подрезать крылья” таким энтузиастам. Ведь очень часто случается, что отсортированные отходы людьми в результате попадают в одну емкость и вывозятся одной машиной. На полигон. Без всякой переработки. При сохранении такого подхода говорить об успешном выполнении Стратегии не приходится”, – заключает эксперт.
Поэтому выводы весьма неутешительные: на пути реализации Национальной стратегии обращения с отходами мы столкнулись, в частности, со значительными организационными и законодательными проблемами. И это лишь на этапе сортировки мусора. Не говоря уже о применении современных технологий его переработки и о финансовом ресурсе для установки соответствующих линий и строительства специализированных предприятий... Решим львиную долю этих проблем – по крайней мере в вопросе обращения с отходами приблизимся к Европе. Нет – по-прежнему будем оставаться “на периферии”.
Владислав Обух. Киев