Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

“Выживет” ли наша газовая “труба”: планы “Б” и “А”


Украина
737
“Выживет” ли наша газовая “труба”: планы “Б” и “А”

В СНБО и Укртрансгазе заявляют о готовности к прекращению транзита газа из РФ. Впрочем, речь идет, очевидно, лишь о временном выходе

Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Данилюк на днях подтвердил, что у власти есть план Б на случай прекращения транзита российского газа по украинской газотранспортной системе. Впрочем, ни о каких подробостях этого плана не рассказал. Мнения экспертов о действенности вероятно разработанных НАК Нафтогаз Украины и другими заинтересованными предприятиями и ведомствами мер разделились. Кто-то считает, что они рассчитаны лишь на краткосрочную перспективу - с конкретной задачей без особых проблем пережить ближайший отопительный сезон (а потом - как будет). Другие же утверждают: воплощение стратегического плана позволит и в дальнейшем эффективно использовать отечественную ГТС: страна сможет и обеспечивать топливом всех внутренних потребителей - в том числе и энерго- и ресурсоемкие отрасли промышленности - и продолжать зарабатывать на транспортировке и хранении газа в наших ПХГ (подземных хранилищах газа).

Прекращение транзита через Украину: вероятные экономические и политические потери

“Выживет” ли наша газовая “труба”: планы “Б” и “А”
Александр Данилюк

Секретарь СНБО Александр Данилюк считает, что новое правительство имеет шансы договориться о пролонгации или обновлении транзитного контракта с Россией. Напомним, срок действия действующего договора истекает 1 января. Москва тем временем продолжает активно развивать сеть альтернативных украинской ГТС маршрутов поставок стратегического ресурса в Европу. Особые надежды Кремля на достройку газопровода Северный поток-2, часть которого проходит по дну Балтийского моря. В Газпроме вообще рассчитывали, что проект удастся воплотить до окончания срока действия контракта на транзит топлива по территории нашей страны. Но не тут-то было: в частности, из-за технологических и технических проблем, а также из-за принципиальной позиции Дании, которая не дает разрешения на прокладку трубы в своих территориальных водах, работы затягиваются - минимум на полгода. Но РФ все еще тешит себя надеждами, что строительство СП-2 удастся ускорить, и не спешит заключать новый транзитный контракт с Киевом, предлагая взамен автоматически (на выгодных ей условиях и на удобный для нее срок) продлить действующие соглашения. То есть рассчитывает, что сможет в любой момент перекрыть вентиль на российско-украинской границе. Очевидно, в Кремле думают и о том, чтобы вообще ни о чем с Украиной не договариваться: надеясь, что Киев проявит добрую волю и не прекратит бесконтрактный транзит в первые месяцы 2020-го - под давлением европейских потребителей российского топлива. Словом, Северный поток-2 сейчас главный инструмент так сказать энергетической составляющей политического давления Кремля на Украину и на Европу. Хотя многие европейские политики и бизнесмены никаких рисков в таких действиях РФ не видят, считая, что проект, мол, чисто экономический. Поэтому они спят и видят, когда на Европу с новой силой посыпется российская газовая манна...

Тем временем Кремль продолжает держать украинцев и европейцев за дураков, пытаясь убедить, что и после введения в эксплуатацию газопроводов Северный поток-2 (рассчитан на 55 миллиардов кубометров) и Турецкий поток (31,5 миллиардов), потребность в транспортировке топлива через Украину сохранится. Отечественные и зарубежные эксперты в это, конечно же, не верят. Ведь максимум, который после воплощения своих энергетических прожектов сможет предложить Москва, - прокачка 15-20 миллиардов кубометров топлива в год. Окупается же при использовании нашей ГТС, по расчетам, только транзит объемом 40 (а еще лучше - 50-60) миллиардов кубов. Это связано не только с производственной рентабельностью, но и с технологическими возможностями.

“Выживет” ли наша газовая “труба”: планы “Б” и “А”
Сергей Дяченко / Фото: Юрий Ильенко, Укринформ

Дело в том, что кроме транзита, украинская газотранспортная система участвует в процессе обеспечения голубым топливом внутренних потребителей, - объясняет председатель Бюро комплексного анализа и прогнозов Сергей Дяченко. - И, несмотря на то, что основной рабочий режим нашей трубы - прокачка газа с востока на запад, зимой возникают проблемы, связанные с отсутствием возможностей поставки топлива в обратном направлении - для обеспечения восточных регионов страны. При нынешних объемах транзита этот вопрос решается путем замещения газа - часть его, зайдя из России на украинскую территорию, распределяется для нужд восточных и южных областей. Зато такое же количество топлива поднимают из наших подземных хранилищ, расположенных, в основном, вблизи западных границ, и подают европейским потребителям. При объемах поставок менее 40 миллиардов кубометров эта схема не работает. Поэтому для обеспечения газом всех регионов страны Киев будет вынужден использовать свою ГТС в реверсном режиме, что исключает любые, даже минимальные, поставки топлива в Европу.

А полностью лишившись транзита Украина потеряет существенный источник бюджетных поступлений - не менее 3 миллиарда долларов в год. К тому же, нам придется оперативно решать судьбу газотранспортной системы. Часть ее, конечно же, можно использовать для обеспечения внутренних потребностей (например, в условиях ожидаемого наращивания собственной газодобычи). Впрочем, большинство мощностей задействовать так и не удастся. Поэтому придется либо полностью потерять их, распыляя оборудования на металл, или взять на себя дополнительные расходы на консервацию ГТС, ее дальнейшее содержание и охрану от хищений.

И, безусловно, самая опасная для нас потеря связана с тем, что, полностью отказавшись от транспортировки газа по нашей территории, Кремль уберет один из последних предохранителей от прямой агрессии против Украины. Ведь, по оценкам экспертов, Москва, для которой международные правила и договоры давно неписаны, все же боится, что из-за возможных повреждений или принудительного прекращения прокачки газа Европа останется без необходимых объемов российского топлива. И тогда поставит на Газпроме, как на ненадежном партнере, окончательный крест.

Противодействие ожиданиям Кремля: каким должен быть украинский “план “Б”?

“Выживет” ли наша газовая “труба”: планы “Б” и “А”
Геннадий Рябцев

Эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев не верит, что с Москвой, которая готова жертвовать даже собственными экономическими интересами ради сохранения политического давления на ненавистную Украины, удастся договориться о подписании нового транзитного контракта. Поэтому уже с 1 января следующего года Киев может столкнуться с проблемой снижения давления в украинской газовой трубе. Москва активно готовится к такому сценарию, - убежден эксперт. - Свидетельством этому - подготовительные действия, которые в настоящее время предпринимает Россия. Речь идет и о наполнении, как говорится, под завязку подземных газохранилищ в Европе, и о заключении дополнительных соглашений с европейскими потребителями на случай форс-мажорных обстоятельств - в том числе, с возможностью поставки российского сжиженного природного газа морским путем. Соответствующие мощности, хотя и ограниченные, у РФ уже есть.

Играть на опережение, чтобы обезопаситься от деструктивных действий Кремля, давно должна и Украина. И, как считает Рябцев, соответствующий план Б у Киева уже есть. Его контуры подготовили в 2015 году с привлечением американских экспертов. А детали, очевидно, доработают в ближайшее время. Скорее всего, - к профильному заседанию СНБО, запланированному на начало сентября. Среди первоочередных мер - накопление как можно больших запасов топлива в украинских ПХГ. По расчетам НАК Нафтогаз, речь идет минимум о 20 миллиардах кубометров. Второй пункт - заключение гарантийных соглашений про физический реверс газа с европейского направления (объемом примерно 5 миллиардов кубов). Сейчас мы закупаем газ исключительно на свободном рынке. Но зимой лишнего топлива там может и не быть, - объясняет Геннадий Рябцев. - Поэтому нужно договориться о взаимных гарантиях: со стороны европейских трейдеров - о резервировании для нас соответствующих объемов газа, и заверения со стороны Киева - в том, что мы обязательно выкупим законтрактованное топливо. Третьим пунктом плана, по словам эксперта, должно быть утверждение алгоритма действий всех участников рынка в случае снижения давления в нашей ГТС. Ведь последний раз украинская труба работала в условиях реверса 10 лет назад, во время спровоцированного Кремлем газового кризиса в январе 2009-го, причем - всего чуть больше двух недель. Сейчас же речь может идти об обратном направлении прокачки топлива на протяжении нескольких месяцев. К тому же техническое состояние нашей ГТС и соответствующего оборудования с тех пор могло ухудшиться... Хотя в компании Укртрансгаз это отрицают. Там заверили, что украинская ГТС готова к возможному прекращению транзита. Для этого Укртрансгаз модернизировал 5 компрессорных станций. Это позволит в случае частичного или полного прекращения транзита обеспечивать бесперебойное газоснабжение для украинских потребителей восточных и южных регионов путем транспортировки голубого топлива из европейских стран и из ПХГ на западе Украины, - говорится в сообщении оператора нашей газотранспортной системы. Как отмечается, Укртрансгаз выполнил все необходимые технические и регламентные решения для создания надежной реверсной схемы, она готова к функционированию в штатном режиме и может быть активирована при первой же необходимости.

“Выживет” ли наша газовая “труба”: планы “Б” и “А”

Экономический эксперт Алексей Кущ настроен не так оптимистично. По его мнению, план Б, о котором говорил Александр Данилюк, скорее всего, касается спасения Украины от замерзания зимой. Убежден, что ни эффективного плана, который бы предусматривал не только поддержания жизнеспособности критической инфраструктуры и жилищного фонда, но и полноценную работу в зимний период отечественной промышленности, нет, - говорит эксперт, - ведь ему должен предшествовать целый комплекс важных мероприятий, время на проведение которых упущено. Прежде всего, необходимо было уже давно утвердить модель анбандлинга компании Нафтогаз, то есть разделить функции добычи, транспортировки (транзита) и продажи газа. И уже с учетом этой модели договариваться с системными газовыми трейдерами, европейскими газовыми хабами об их привлечении к переговорному процессу с РФ. Это значительно усилило бы наши позиции и увеличило возможности влияния на “Газпром”.

“Выживет” ли наша газовая “труба”: планы “Б” и “А”
Алексей Кущ

Впрочем, потеря момента не означает, что такие меры не надо воплощать в будущем. Главное при этом, по мнению Куща - максимально устранить политику и политиков от переговорного процесса. Ведь для России газ - это сырье двойного назначения: продавая его, Кремль зарабатывает валюту, а также решает политические задачи и достигает стратегических политических целей. То есть, использует энергоресурс для политического давления.

А мы должны настаивать на создании в Украине эффективной рыночной оболочки и восточноевропейского газового хаба, - отмечает экономист. - Под реализацию этого проекта необходимо передать наши основные газотранспортные сети и подземные системы хранения газа. А к управлению стоит привлечь влиятельных европейских глобальных игроков. Такой хаб мог бы на совершенно рыночных условиях вести переговоры с РФ о поставках газа и о наполнении ним нашей трубы. То есть, условно газовую границу между Россией и Европейским Союзом необходимо переместить с нашей западной границы на восточную, перенеся соответственно и коммерческие узлы и точки учета транзитного топлива. Таким образом, Украина должна стать частью общеевропейских газотранспортной и газоторговой систем. Это и должно быть настоящим планом Б, - считает Алексей Кущ. Благодаря этому наша страна, по выводам эксперта, могла бы уже за 5 лет стать одним из ключевых игроков на европейском газовом рынке - причем, не только субъектом физической транспортировки газа, но и определенным ценовым маркетмейкером, площадкой для диверсификации газовых портфелей основных рыночных трейдеров. Тогда Украина сможет зарабатывать не только на газе, его транспортировке, хранении и продаже, но и на финансовых инструментах, работающих на этом рынке.

Но помешать такому сценарию, по мнению экспертов, может не только деструктивная позиция Кремля, но и нежелание украинских политиков полностью отказаться от получения финансовой выгоды от деятельности отечественной газотранспортной системы. Ведь при соответствующем подходе зарабатывать будут государство, общество, участники рынка, которые будут платить налоги. Зато не смогут зарабатывать топ-менеджеры госкомпаний, политические силы, которые их прикрывают, а также конечные бенефициары политических партий, - считает Алексей Кущ.

Владислав Обух, Киев