История первой в Запорожье религиозной общины, перешедшей в Православную церковь Украины из УПЦ МП
В Запорожье религиозная община храма святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии присоединилась к Православной церкви Украины (ПЦУ). Шаг – прогнозируемый, ведь еще задолго до получения Томоса и создания ПЦУ, чуть меньше года назад община вышла из УПЦ МП из-за проукраинской позиции настоятеля Игоря Саввы и самих прихожан.
О том, что в Запорожье появился первый приход, перешедший в ПЦУ, написали в Facebook прихожане церкви. Прочитав пост, набираем настоятеля, чтобы из первых уст услышать подробности и получить комментарий. Поговорить сразу не удается – Игорь Савва как раз возвращался из Киева в Запорожье, и связь постоянно терялась. Однако, спустя некоторое время отец Игорь сам перезвонил и назначил встречу.
- Жду вас в воскресенье. В 9:00 у нас начнется служба, после – чаепитие, во время него и поговорим, – сказал настоятель.
Как оказалось, община служит не в храме, а в комнатушке “квадратов” на 15, которую арендует в небольшом офисном здании по ул. Правды, 63.
Органная музыка, скромный интерьер и очень спокойная обстановка – первое впечатление о первой запорожской религиозной общине, которая рискнула перейти в ПЦУ.
УЙТИ, ЧТОБЫ НАЙТИ СЕБЯ
Община вышла из УПЦ МП, а священник Игорь Савва был запрещен в служении в марте прошлого года. Почти год они “присматривались” к разным церквям, наблюдали за тем, что происходит, пытались найти себя.
“В марте обстановка в нашем храме, в котором я служил 20 лет, накалилась и дошла до абсурда. Ни я, ни община не могли больше в этой обстановке существовать. Было тревожно, но мы вышли. Вышли в никуда”, – говорит настоятель и добавляет, что за это время они познакомились с христианами разных конфессий. В ходе знакомства поняли: границы между ними – весьма условны.
“Это был серьезный опыт для нас. Кроме того, мы решились служить без канонической привязанности. Назвали это “временно неопределенный канонический статус”, – вспоминает священнослужитель.
По его словам, все понимали, что рано или поздно нужно присоединиться к одной из церквей, но принимать поспешные решения в таком вопросе было нельзя.
“Было видно, что у всех субъектов объединения есть свои интересы. А наш интерес был – единство Церкви. Мы рассматривали альтернативы: познакомились с греко-католиками. На мой взгляд, у них самая здоровая атмосфера в церкви. Познакомились с римо-католиками. У нас братские отношения завязались с епископом Яном. Альтернативы были широкие, но мы уходили с общиной, а у нее было определенное видение, с которым нельзя не считаться. Потому наш выбор был между церковью Киевского патриархата и автокефальной. Последняя, кстати, совсем не представлена в Запорожье. Слава Богу, что произошло объединение”, – говорит Игорь Савва.
ГРАНИЦЫ, КОТОРЫЕ НАС РАЗДЕЛЯЮТ, – ИЛЛЮЗОРНЫ
“Процесс объединения идет медленнее, чем кому-то хотелось бы, но быстрее, чем я представлял”, – признается отец Игорь.
Больше того, процесс перехода – совсем несложный, и сообщить архиерею о том, что религиозная громада приняла решение о переходе, и получить благословение служить в ПЦУ – можно даже по телефону. Игорь Савва был запрещен в служении, поэтому поехал в Киев, чтобы получить антиминс (лежащий на престоле и подписанный архиереем плат, разрешающий совершать литургии – авт.).
“Почему мы не перешли в УПЦ КП? Потому что это трудно общинам, бывшим всю жизнь в УПЦ МП, которых долгие годы агитировали, что УПЦ КП – это безблагодатно, что там служат “отбросы”… Пропаганда была ужасная, ее «спасало» только то, что она не в юридическом поле совершалась, а в церковном. Иначе была бы уголовная статья. Такой уровень ненависти и презрения. Поэтому общины УПЦ МП и не готовы переходить в церкви Киевского патриархата. По благословению Вселенского патриархата создан такой механизм, который позволяет более безболезненно общинам, бывшим в УПЦ МП, присоединяться к собратьям, к епископам, которые совсем недавно вышли из Московского патриархата. Мы попросились к митрополиту Александру (Драбинко) который служит в Киеве”, – говорит Игорь Савва.
Сегодня он не боится признаться в том, что очень ошибался, когда считал, что священники двух патриархатов никогда не смогут найти общий язык.
“Вся агитация развалилась, как только я познакомился с людьми из КП. До этого я мог думать все, что угодно: что они дошли до ереси, презрели основы православия. Как только я увидел “живого” священника Киевского патриархата, – понял, что он ничем от меня не отличается: так же рассуждает, у него такое же образование, он читает такие же книги. Я понял, что все было неправдой. Больше того, я не только думал так, но и преподавал когда-то “Сектоведение и сравнительное богословие” на епархиальных курсах. Читал, думал, но никогда не знакомился с ними, думая что они – другого поля ягоды. Потом понял: границы, которые нас разделяют – иллюзорны. Когда познакомился с католиками, то был шок. Оказалось, что богословский диалог вполне возможен. Разногласия, о которых мы так много говорили, если захотеть, можно решить достаточно просто”, – рассказывает настоятель.
ТРАГИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО И КОНФЛИКТ НА ГРАНИ
Он также признается и в том, что тогда, в марте 2018 года боялся остаться один, но еще больше боялся стать двуличным и лживым.
“Когда в 2004-м, в 2014-м церкви нужно было высказать свою позицию и мы входили в конфликт, в приходе было разделение и брожение – не было единомыслия. Прихожане ведь слушали не только мои проповеди, но и других священников. Лживое, двуличное существование, когда среди священников, в епархиальной среде должен изображать одно, а в душе – другое. Читал однажды статью, которая называется “Трагическое одиночество священника на приходе”. Она о том, что священник не может рассказать прихожанам то, что знает о епархиальной жизни. Не может, потому что они разочаруются и уйдут. Эта двойственность как будто в природе постсоветской церкви заложена. Шизофрения внутренняя. С какого-то момента, я решил двойственности не допускать. Говорил людям прямо – какова ситуация в епархии. Старался, чтобы произошла диффузия между этими двумя мирами, священством и мирянами”, – говорит настоятель.
КАКОЙ СТРАХ ПОБЕДИТ: ПЕРЕД АРХИЕРЕЕМ ИЛИ БОГОМ И ЛЮДЬМИ
В 2015 году, когда предстоятель Украинской православной церкви (МП) митрополит Онуфрий не встал на торжественном заседании Верховной Рады при зачитывании имен бойцов АТО в знак протеста против войны, община во главе с настоятелем Игорем Саввой решила написать письмо митрополиту.
“Нам неудобно было, ведь на нас начали тыкать пальцами и говорить, что это мы не встали тогда. Мы написали письмо, что чтим защитников Украины и не понимаем невставания митрополита Онуфрия, все члены прихода подписали его. После этого митрополит Лука, как я догадывался, организовал движение: по благочиниям собирали священников и все подписывали бумагу о том, что они не хотят со мной служить”, – вспоминает о. Игорь.
Бумагу не подписал только один священник – друг Игоря Саввы, с которым он поддерживает общение по сей день. И тем не менее, отец Игорь уверен, что все его собратия – священники УПЦ МП – разные. Просто некоторые очень боятся архиерея.
“Я бы даже рискнул предположить, что священник, который не отпевал младенца (Евгений Молчанов – авт.) не бесчеловечен, он просто из тех, у которых страх перед архиереем больше, чем страх обидеть людей в таком горе”, – уверен о. Игорь.
ЗНАКОМСТВО С ЕПИСКОПОМ ПЦУ ФОТИЕМ
С епископом ПЦУ Фотием община храма святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии познакомилась весной прошлого года, когда проводить службу было негде.
“Мы остались без храма. Именно благодаря епископу Фотию мы не пропустили ни одного воскресения в службе. Он сразу же изъявил готовность встретиться со мной, сам приехал – это для меня необычно было. Я вообще, много необычного встречаю после того, как вышел из УПЦ МП. Например, епископ может сам позвонить, приехать, чтобы тебе удобно было. У нас такого не встречалось. Епископ Фотий приехал, предоставил нам домовой храм и разрешил служить на его антиминсе отдельно и без всяких условий”, – вспоминает настоятель и отмечает, что хотел бы встретиться с епископом Фотием в ближайшее время. Ведь теперь они в одной церкви.
ЭКЗАМЕНЫ ДЛЯ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЦЕРКВИ
Объединенной церкви предстоит сдать множество “экзаменов” и пройти не одно испытание, главное – заслужить доверие людей и не замыкаться от мира.
“Нам нужна церковь, которая не будет сотрудничать с бандитами и коррупционерами, не будет за их деньги строить храмы, не будет молчать, когда творится несправедливость, когда война идет, а будет называть вещи своими именами. Нам нужно «расконсервировать» церковное богослужение. Его не понимает никто. Оно перестало быть средством для собирания людей. А ведь люди – это самое главное в церкви”, – уверен священнослужитель.
Игорь Савва признается: хотел бы построить храм архитектурно более современный.
“Строить храм по типовым проектам 19 века – это преступление, нужно идти дальше, развиваться. Но нам говорить об этом пока рано. Сейчас мы на этапе созидания общины. Я счастлив, что у нас такой период, что мы не привязаны к храму, а остались один на один друг с другом”, – говорит Савва.
Он называет себя рациональным человеком, говорит, что любит изучать вопросы как с исторической, так и богословской стороны, и он уверен, что священнику нельзя без интуиции.
“Интуиция – так бы сказали в миру, а у нас сказали бы – без доверия к Духу Божиему. Год назад я не верил в то, что возможен объединительный процесс. Я был внутри МП, видел обстановку и не верил, что это возможно. Говорить о результатах сейчас рано, но я прогнозирую очень большой отток приходов УПЦ МП, – делиться настоятель и признается. – У меня ощущение, что мы возвратились на родину”.
Религиозная община во главе с настоятелем Игорем Саввой служила в храме при 9-й городской больнице Запорожья. Община насчитывала 35 постоянных прихожан. Тогда, весной 2018 года, вместе с отцом Игорем ушли 25. В таком же составе присоединились к ПЦУ. За последние несколько месяцев община пополнилась еще двумя прихожанами.
Ольга Звонарева, Запорожье
Фото Дмитрия Смольенка