Корреспондент отправился в Гостомель, где вместе с “антоновцами” праздновал день рождения легендарного украинского самолета Ан-225 Мрия
Когда автора этого материала попросили аккредитоваться на мероприятие, посвященное 30-летию первого полета крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-225 «Мрия» - легендарной и уникальной машины – он без лишних раздумий принялся звонить организаторам. Еще бы! Ведь до этого о «Мрии» читал десятки статей, видел сотни видео, но ни разу собственными глазами...
Хоть и читал и видео видел, но все равно...
В полдень 21 декабря на ГП «Антонов» ярко-желтый «Богдан» с корреспондентами, фотографами, операторами отправился по маршруту Киев-Гостомель – в родной порт «Мрии». Дорога туда занимает около 30 минут. Чтобы не терять времени, журналист Укринформа достал блокнот и ручку, выводя на белом листе план своей будущей статьи. Ведь телевизионщикам гораздо легче: у них есть картинка. А пишущему журналисту как... когда про эту «Мрию» за 30 лет писано-переписано...
С чего начать? Может, с истории: когда и для чего создали Ан-225 “Мрия”? Так об этом уже давно известно – для перевозки «советского Шаттла» – многоразового космического корабля «Буран». Разработка началась в 1985 году и длилась рекордно короткое время – 3,5 года. Это единственный в мире самолет с шестью турбовинтовыми двигателями, который может перевозить до 250 тонн груза, в том числе один объект массой до 200 тонн на короткие и среднемагистральные маршруты. И еще, первый рекордный полет самолет совершил в этот же день ровно 30 лет назад...
Автобус сбавил ход и остановился. Распахнулись двери.
- Выходим, приехали! “Мрия” – вот там, – показывает рукой водитель на серый ангар.
Перед входом – трое охранников, которые, “просканировав” меня взглядом, вежливо открыли дверь. Не успеваю переступить порог, как сразу захватывает дух. Все же, хоть она и полетела задолго до того, как я родился, но...
Ух ты, какая здоровенная махина! Просто вау-вау – «Мриеща»! Длина – 84 метра, высота – 18,1, размах крыльев – 88,4 метра, а их площадь – 905 квадратных метров. Ну, это из пресс-релиза цифры. Чтобы представить себе масштабы, спроектируйте их, к примеру, на многоэтажный дом на несколько подъездов и на большой торговый центр. В таком эмоциональном ступоре простоял несколько минут. Бросаю взгляд на людей – у хозяев сегодня праздник, их минимум две-три сотни – все нарядно одеты, в костюмах и галстуках. Как ни как, но все-таки на день рождения пришли. Рядом перешептываются два седовласых мужчины.
- А кто из первых приедет? Ну, Порошенко или Гройсман?
- Не знаю. Слышал, что будет Кубив.
Вмешался в их разговор и я.
- Не могли бы мне помочь? Ищу причастных к созданию юбилярши. Для материала нужно, – достаю удостоверение.
- Да тут везде одни “антоновцы” (смеется). К примеру, я - главный инженер предприятия, – ответил мужчина, представившись: Сергей Андреевич Бычков.
Так завязалась наша беседа.
А вы знали, что Ан-225 “Мрия” должен был называться “Людмила”?
Прошу Сергея Андреевича поделиться какими-то “пикантными” подробностями о Ан-225, то есть, тем, чего нет в Википедии, к примеру. Не долго думая, инженер начал свой рассказ с того, как накануне взлета всех интересовал вопрос: какое же имя набьют на борту?
- Прямо перед выкаткой из сборочного цеха бывший генеральный конструктор, ныне покойный Павел Васильевич Балабуев (преемник Олега Антонова. - Авт.) собрал совещание, чтобы дать название самолету (названия Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан» были придуманы Александром Константиновичем Антоновым). Коллективный разум начал придумывать всякие экзотические названия, как-то: “Орлан” или “Людмила”, “Люся”, как пара “Руслану” (из пушкинской сказки) и другие. Некоторые я уже и не помню. В общем, так ничего и не выбрали. То есть, самолет уже в ливрее (фирменная покраска фюзеляжа. – Авт.), а логотипа нет, не было имени. И только в четыре утра мне позвонил Балабуев и сказал: “Напишите на борту Мрия.
- А вы интересовались у него, почему именно “Мрия”?
- Конечно. Балабуев пояснил: “Мрия – это бесконечность человеческой мысли и желания, то, что ведет нас вперед и никогда не исчезнет, пока человек живет на планете. И если родился самолет на украинской земле, то пусть и будет на его борту – “Мрия””.
Сергей Бычков также рассказал, что с начала коммерческой эксплуатации самолета, с 2001 года, то есть, Ан-225 “Мрия” перевез более 26000 т различных грузов, преодолел более 2 млн. 800 тыс. км, побывал в 184 аэропортах 89 стран мира. “В мире Мрию называют скорой помощью, ведь немало ее рейсов – это перевозка именно гуманитарных грузов во все уголки мира, пережившие то или иное природное бедствие. К примеру, крайний полет состоялся 9-15 сентября – рейс по заказу Air Partner по поручению США. За 13-часовой перелет “Мрия” доставила более 123 т груза на пострадавший от тайфуна остров Гуам, а это – 33000 км, – говорит инженер. – Чтобы обеспечить дальнейшую эксплуатацию Ан-225, соответствие самолета современным международным нормам, мы постоянно работаем над модернизацией “Мрии”. Принятые меры позволили установить самолету назначенные ресурсы и срок службы в 20000 летных часов, 4000 полетов, 45 лет эксплуатации. Проще говоря, минимум до 2033 года “Мрия” сможет работать на рынке коммерческих перевозок”.
Конечно, хотелось бы еще расспросить об Ан-225 №2, но Сергей Андреевич вынужден был бежать.
- Сегодня я “тамадун” - веду торжественную часть мероприятия, - и исчез в толпе “антоновцев”.
Случайное знакомство с первым пилотом “Мрии”
На весь ангар прозвучал милый женский голос: “Уважаемые гости, просим подойти ближе к сцене. К нам приехал первый вице-премьер-министр Украины – министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив”.
Пока Степан Иванович произносил приветственное слово, журналист отошел немного в сторону, чтобы сфотографировать красавицу-юбиляршу «в полный рост». Но как только достал смартфон, чтобы сделать удачный кадр, как услышал позади себя:
- Вы журналист? – спрашивает пожилой мужчина в “парадке” пилота.
- А вы?.. – не успеваю спросить.
- А я Александр Галуненко – первый поднял Ан-225 “Мрия” в воздух.
- Вот это мне повезло. И как это было?
- Ну, в 80-е годы я поднимал в воздух “Руслан”, который, хоть и менее габаритный, но очень похож на “Мрию”. Поэтому – без проблем.
- До сих пор летаете?
- Нет. Но молодость иногда вспоминаю – поднимаюсь в небо на каком-нибудь маленьком самолетике. Конечно, не за штурвалом. Возраст уже не позволяет. Крайний предел для пилота – 65 лет...
Наш разговор перебивает голос Сергея Бычкова, который со сцены просит к награждению Александра Галуненко: “Саня, ты где?”
“Надо бежать. Но вот, Дима – сейчас он управляет самолетом. Спроси что-то у него”, – пожал журналисту руку и пошел на сцену.
Пан Дмитрий – на которого указывал господин Галуненко – носит одну фамилию с выдающимся авиаконструктором Антоновым. Впрочем, говорит, родственного отношения к нему не имеет.
“Меня часто спрашивают, в частности, за рубежом. Антонов? Вы владелец авиакомпании? И когда такое слышу, то люблю подкалывать, что да, компания моя. А еще спрашивают, если владелец, почему тогда летаете? Говорю, что я жадный, и чтобы пилотам не платить – забираю часть их работы, – смеется. – Но если без шуток, то очень впечатляет, что как 30 лет назад, Ан-225 “Мрия” был крупнейшим самолетом в мире, так и продолжает им быть. И это всего лишь один экземпляр. И он летает, и мы управляем этим самолетом. Поэтому так все и говорят вау, и удивляются, как он такой огромный может еще и летать”.
А и действительно, “Мрия” – это нечто удивительное. Утонченные линии, изысканные черты, совершенные пропорции, элегантная осанка. В эту красавицу нельзя не влюбиться. Но, к большому сожалению, такая она одна. По крайней мере, пока...
Мирослав Лискович. Киев