Судебный комплекс Схипхол зарезервировали на год, есть предварительный график слушаний
За три месяца до начала уникального (и одного из самых громких в истории человечества) судебного процесса – для журналистов приоткрыли завесу в деле о сбитии самолета рейса МН17. Для представителей СМИ организовали пресс-конференцию в судебном комплексе Схипхол и показали зал, в котором 9 марта 2020 года начнут слушания.
Трагедия, которая всколыхнула весь мир и разделила жизнь многих людей на до и после, произошла 17 июля 2014 года. Боинг был сбит российским зенитно-ракетным комплексом Бук. Пассажирами самолета, выполнявшего рейс МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур, были граждане 17 стран. Всего катастрофа в небе над Донбассом унесла жизни 298 людей, среди них – 80 детей. По количеству погибших эта авиакатастрофа стала крупнейшей в истории Украины и в XXI веке в целом.
Судебный процесс будет проходить в Нидерландах, и не только потому, что большинство погибших – 196 человек – граждане этой страны. Так решили два года назад пять стран, которые входят в состав Международной совместной следственной группы (JIT) – Нидерланды, Австралия, Украина, Бельгия и Малайзия, еще и потому, что Россия заблокировала создание международного трибунала ООН в 2015 году. Между Украиной и Нидерландами существует соглашение о международно-правовом сотрудничестве. Тогда как РФ не соглашается сотрудничать с расследованием и не признает своей причастности к сбитию самолета.
Следовательно, рассмотрение дела состоится в соответствии с нидерландским законодательством.
Это будет длительный процесс. Насколько длительный – точно никто не может спрогнозировать. Сейчас известно, что для рассмотрения дела MH17 судебный комплекс Схипхол зарезервировали на год, также есть предварительный график слушаний. О том, как выглядит зал, где пройдут слушания, сколько он вмещает людей, кто именно сможет находиться непосредственно в этом судебном зале, и почему для такого резонансного дела выбрали комплекс Схипхол – далее в материале.
КАК БУДУТ СУДИТЬ В СХИПХОЛЕ
Один за другим, как и пять лет назад, в небо поднимаются самолеты. Аэропорт Схипхол работает в обычном режиме. Люди с чемоданами заполонили остановки автобусов, которые отходят в Амстердам, Лейден и другие города. Почти пусто на остановке автобуса под номером 185. Его конечный пункт – Justitieel Complex Schiphol (JCS), то есть судебный комплекс Схипхол, где уже в следующем году будут слушать дело МН17.
Восемь минут дороги, и двери открываются прямо перед центральным входом в большое, серое и страшное здание, которое больше напоминает тюрьму, чем суд. Вокруг – никаких жилых домов, магазинов или офисов, рядом только аэропорт Схипхол, из которого 17 июля 2014 года вылетел пассажирский самолет рейса МН17 и не приземлился в международном аэропорту Куала-Лумпур. Обломки самолета, изуродованные останки тел и вещи из чемоданов пассажиров нашли на подсолнечном поле на Донбассе. Их годами вывозили в Нидерланды.
Прошло пять лет после трагедии, 19 июня 2019 года Международная совместная следственная группа назвала имена четырех подозреваемых, которых считают причастными к транспортировке и боевому применению Бука. Трое из них – россияне. Это бывший офицер ФСБ, так называемый бывший министр обороны так называемой ДНР Игорь Гиркин (Стрелков), генерал, а во время сбития самолета полковник ГРУ Генерального штаба Вооруженных сил РФ, глава ГРУ ДНР Сергей Дубинский и подполковник спецназа ГРУ Олег Пулатов. Четвертый – украинец Леонид Харченко, который воевал на стороне ДНР.
Четверку объявили в международный розыск. Их присутствие в зале суда называют маловероятным. Однако это не помешает судебному процессу.
Всем подозреваемым были отправлены сообщения, посмотрим, прибудут ли они. Нам нужно дождаться первого судебного заседания, чтобы увидеть, явятся ли подозреваемые. В случае их отсутствия суду придется выяснять – сообщили ли им о дате судебного заседания, имели ли они возможность добраться до суда. Если станет понятно, что они имели возможность присутствовать, то суд имеет право рассматривать дело без них, – отметила пресс-секретарь окружного суда в Гааге Йоланде Вайннобел.
Слушать дело будут трое судей. Председатель - Хендрик Стейнгаюс. Другие двое судей – Дагмар Костер и Хелен Керстенс-Фокенс. Также к процессу решили привлечь резервных судей. Все они нидерландцы.
Как правило, судебное заседание проходит с коллегией судей, которая состоит из трех человек. В больших делах, как это, привлекают еще двоих – так называемых резервных судей. На тот случай, если кто-то, например, заболеет, чтобы рассмотрение дела продолжалось без перерывов, – объяснила пресс-секретарь.
Сколько продлится процесс – неизвестно, предсказать это невозможно. Ведь никто не знает, сколько времени понадобится суду для исследования доказательств. В суд уже передали часть материалов, вместе с обвинительными актами, но не все.
За годы расследования была проделана большая работа со свидетелями, в частности из России. Следствие определило круг лиц, причастных к трагедии, это больше 100 человек. Среди них и украинец Владимир Цемах – бывший начальник ПВО в подконтрольном боевикам городе Снежное, возле которого был сбит MH17. Одному из сепаратистских СМИ он сказал, что якобы помогал спрятать Бук. Сначала в Нидерландах он имел статус свидетеля, но впоследствии Нидерланды получили новые материалы, которые дали достаточные основания переквалифицировать Цемаха в подозреваемого. Через несколько дней после обмена пленными с Россией Цемах вернулся из РФ на территорию так называемой ДНР. В прошлом месяце его адвокат Анатолий Кучерена заявил, что Цемах готов свидетельствовать, если только допрос будет проходить на территории так называемой ДНР.
ЗАЛ D
В комплексе Схипхол залы судебных заседаний не имеют номеров, вместо них – буквы. Дело о сбитии самолета рейса МН17 будут слушать в самом большом – зале D, который будут очень тщательно охранять. Он может вместить только 140 человек. Среди них – судьи, прокуроры, адвокаты, подозреваемые, если они появятся. Стоит отметить, что в зал смогут попасть только ближайшие родственники погибших в катастрофе “Боинга”. Представители СМИ, которые хотят присутствовать непосредственно на процессе, должны написать письмо в суд. Также для всех журналистов обязательна аккредитация, которую нужно подать за три месяца до старта рассмотрения дела.
Судебный процесс будет открытым. Слушания непосредственно в зале будут снимать пять камер, прямую трансляцию будут вести на сайте courtmh17.com. Процесс будет проходить на нидерландском и английском языках. Для СМИ возле здания суда обустроят пресс-центр, который сможет вместить 500 журналистов. Заседания суда будут транслироваться на большом экране. Какой он будет иметь вид – журналистам показали в видеоролике во время пресс-конференции в судебном комплексе Схипхол. Это будет большое, комфортное для работы здание с качественным интернетом и даже столовой. В пресс-центре создадут 300 рабочих мест для персонала.
Что касается старта судебного процесса, то в первые дни сенсаций ждать не стоит. Заседания будут довольно формальными. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, суд должен определить – кто будет принимать участие в процессе, хотят ли родственники погибших взять слово, приехали ли подозреваемые.
Я думаю, что на данном этапе действительно важно то, обеспечивает ли РФ защиту подозреваемых. Если они будут официально привлечены, то это будет означать, что они признают суд, что само по себе проблема для них, но это откроет им доступ к доказательствам, которые имеет Международная совместная следственная группа (JIT) для судебного преследования, что даст им возможность подготовить линию защиты. На месте России я был бы крайне обеспокоен последней информации, обнародованной Международной совместной следственной группой (JIT), – сказал в комментарии Укринформу основатель международной группы журналистов-расследователей Bellingcat Элиот Хиггинс.
Речь идет о разговоре боевиков с российскими высокопоставленными чиновниками, которые были обнародованы Международной совместной следственной группой (JIT) в прошлом месяце. В них, в частности, боевики постоянно говорят о поставках Россией оружия. Элиот Хиггинс не исключает, что если РФ и дальше будет отказываться от сотрудничества со следствием, и в дальнейшем будет отвергать свою причастность к сбитию самолета, то Совместная следственная группа (JIT) имеет веские основания обнародовать информацию, которая может оказаться крайне неприятной для России.
ПОЧЕМУ КОМПЛЕКС СХИПХОЛ
Рассматривать дело о сбитии самолета рейса МН17 решили в судебном комплексе Схипхол, потому что это большое здание строгого режима с усиленными мерами безопасности. На территории комплекса есть не только суд, а также нечто вроде тюрьмы. Там обустроены специальные помещения для содержания подсудимых, а также есть центр службы иммиграции и натурализации. Более того, созданы комфортные условия для содержания людей, которые ожидают решения относительно своего статуса в стране. И пока их дела рассматривают, они не имеют права покидать территорию здания. Если ответ окажется отрицательным, им придется покинуть Нидерланды.
В судебном комплексе Схипхол есть возможность не только создать все необходимые условия для рассмотрения дела МН17, и речь идет не только о безопасности, на территории комплекса также можно разместить в комфортных условиях участников процесса.
Поскольку этот комплекс объединяет много различных служб, то в нем могут одновременно проходить много разных процессов. И именно поэтому было решено на год зарезервировать Схипхол для рассмотрения дела MH17. Это гарантия того, что комплекс не будет использоваться для рассмотрения других дел. Судебный комплекс Схипхол зарезервирован с 9 по 13 марта, с 23 по 27 марта, с 8 июня по 3 июля, с 31 августа по 13 ноября 2020 года и с 1 февраля по 26 марта 2021 года. Допрос свидетелей во время заседаний может проходить через видеосвязь.
Ирина Драбок, Гаага
Фото и видео автора
Первое фото: ANP