Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Что Москва отдаст регионам


Регионы
306

– Здравствуйте, господа. Некоторое время назад президент Медведев распорядился подготовить предложения по некоторой децентрализации сложившейся в России системы управления, по пересмотру взаимоотношений между федеральным центром и регионами и дальше между регионами и местным самоуправлением. Этим сейчас занимаются целых две комиссии, возглавляемые весьма видными чиновниками: комиссия Козака, комиссия Хлопонина. О том, что происходит по части выполнения президентского поручения, и о том, на каком фоне это происходит, как реально устроена региональная и местная власть в России, мы сегодня говорим с одним из людей, которые на самом деле это знают. Это директор Института продвижения инноваций профессор Вячеслав Глазычев. А еще и соруководитель группы «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетные отношения».

– Это бывает.

– Вот. Я не про инновационную политику – это приходит и уходит, понятно. А вот то, что вы соруководитель экспертной группы, которая призвана обновить «Стратегию-2020» именно по этой тематике, дает вам, я бы сказал, уникальную возможность рассказать то, что вы видели в своих многочисленных поездках по стране.

– Ну, и я кое-что видел, но, в общем, и состав экспертов в этой группе, хотя список свалился на голову, как снег, без, как принято у нас, адресов – электронных адресов и телефонов, поэтому разыскать людей было непросто.

– А вы с кем вместе соруководите?

– Вместе с Ириной Викторовной Стародубровской.

– Замечательно.

– И... мы не во всем с ней согласны. Вообще, в принципе работа наша строилась на том, чтобы собрать вменяемое число возможных вариантов и обсудить риски и возможные выгоды при выборе того или другого решения. Исходя из простой гипотезы: все равно политики делают то, что считают нужным, но наш долг – показать, какие вещи идут в тупик, как нынешняя схема; какие риски несет с собой этакая развеселая немедленная демократизация, на которой настаивает часть образованного сообщества, а какие требуют технологического движения в разных вариантах. Поэтому у нас было пять сценариев, потом они как-то ужались до четырех, и пока они так четыре и существуют.

– А скажите, пожалуйста, сама по себе тема поднялась не запоздало ли? Потому что есть такое ощущение, что из трех уровней управления, о которых идет речь, третьего в сущности-то уже нет. Никакого местного самоуправления в сколько-нибудь наблюдаемых количествах как-то вроде, наверное, уже нет в отечестве? Или я ошибаюсь?

– В основном-то не ошибаетесь. Хотя странные девиации существуют.

– Большая страна, конечно. Всегда что-то отличается.

– И в крупных, и даже не в крупных городах. Потом слово «город» мало что сейчас значит. Наукоград – один шанс борьбы с региональным произволом; нет этого статуса – другой шанс и так далее. Но горизонт не уходит, даже если он управление, он все равно управление другим, и в этом отношении есть само- или не очень само-, все равно это совершенно другой горизонт видения, распоряжения средствами, принятия решений, всего прочего.

– Другой спектр задач.

– ...он все равно остается.

– Да, понятно.

– Выборный там мэр или там глава вместе с так называемым сити-менеджером, пока что, эмпирика показывает, разницы нет никакой.

– А почему тогда столько желающих ломать копья по этому поводу?

– Отчасти есть, что называется, демократическая традиция, которой я тоже придерживаюсь. В принципе выборная схема как школа демократии – вещь на низу – ну, вещь, конечно, необходимая. Но когда даже у выборной все равно есть три копейки и ни в чем себе не отказывай, то разница невелика есть.

– Да просто это, я бы сказал, дискредитация. Причем дискредитация ровно того варианта, который здесь принят, – хоть назначаемого, хоть выбираемого, какого хотите.

– Да любого. В общем-то мировой опыт в этом отношении безумно разный. Американский ближе нам подходит – у нас нет европейской традиции самоуправления 800 или 700 лет. Американский больше подходит, но там, как правило, в городах небольших, где-то до 50 тысяч, в большинстве случаев работает просто система: совет и сити-менеджер.

– Совет – что-то вроде наблюдательного совета?

– Нет-нет, они принимают бюджет, они заключают...

– А-а, что-то типа представительной власти?

– Да. Нет, она не типа. Она вполне реальная. Хотя сити-менеджер защищен там очень хорошей формой контракта. Если разрывают его раньше, то такие отступные, что никто на это не пойдет. В Штатах те же четыре модели: сильного мэра, сильного мэра и совета, совета без сильного мэра и совета без мэра. Все четыре работают.

– Но это не законом установленный вариант, просто традиция сложилась по четырем каналам, да?

– Это традиция, это не требует закона, это просто святое право местного управления.

– Выбор, чего им больше нравится, и так себя вести.

– Да, такую модель и выбирают. И здесь очень важная штука. Вот, наша группа стремится, главное, показать, что моделей должно быть много, что унитарность для гигантского лоскутного одеяла под названием Россия – абсолютный тупик.

– Вообще было бы довольно смешно продолжать разговор о восстановлении федерализма, продвигая унитарную схему. Это как-то было бы забавно.

– Но как-то оно пока происходило однако же.

– А вот объясните, пожалуйста, Вячеслав Леонидович, очень хотелось бы знать, почему две комиссии занимаются этим делом? Значит, насколько я понял по названиям этих комиссий, одна комиссия занимается вопросами межбюджетных отношений, другая – вопросами управленческими. А разве можно их рассматривать независимо друг от друга?

– Нежелательно, я бы сказал так. И в нашей рабочей группе, которая создана в другом регистре исполнительной власти – в премьерском регистре – в рабочей группе эти вещи рассматривались и рассматриваются в абсолютной слитности.

– Но они же действительно слитны.

– Но там… спросите, чего полегче, я не знаю.

– То есть вы не знаете, что там конкретно обсуждается. Насколько я понял, в одной из этих групп вы же просто являетесь членом.

– Я записан, да. Но я был дважды в командировках, документы я просил мне присылать, но ничего пока не получал, поэтому...

– А срок исполнения президентского поручения – вот он, сентябрь, уже совсем близко.

– Нормально. Не привыкать.

– Ваша рабочая группа в рамках «Стратегии-2020» уже выдала свои рекомендации?

– Да, мы сделали несколько итераций. Вообще это делалось публично и на сайте вывешивалось. Мы рассматривали шаг за шагом сначала собственно центр и регионы во всей совокупности отношений, потом рассматривали собственно экономику этого процесса, это отдельно. И, строго говоря, завершали мы уровнем, так сказать, местного самоуправления, хотя видели все время целиком. Поэтому каждый этап поднимался, возгонялся наверх, где два брамина: Ярослав Иванович Кузьминов и Владимир Александрович Мау – должны были с редакторами как-то это дело обжимать, приводя в компактную форму. Это продолжалось достаточно интенсивно. Вот буквально вчера у меня в электронном ящике была опять, так сказать, просьба посмотреть, нет ли дополнений, добавлений и так далее.

– Вячеслав Леонидович, я абсолютно согласен с вашей позицией, что дело экспертного сообщества не предварять решение политическое, а объяснить, какое из них чего стоит, абсолютно так. Но, тем не менее, работа этой вашей экспертной группы привела к каким-то безусловным вещам? Что бы вы там, политики, себе ни думали, вот это делать нужно, а вот этого делать нельзя. Что-то безусловное в этой сфере есть?

– Есть. Но не все безусловное непременно имеет шансы на воплощение. Безусловно, мы здесь консенсус полный – абсолютная нетерпимость такой концентрации ресурсов в федеральном ядре, и пропорция между центром и регионами должна быть изменена. Понимая прекрасно, что в любом случае неравенство регионов растет. При попытках его создавать оно растет...

– При попытках его сглаживать.

– Может быть, этих попыток будет меньше – будет меньше расти. Это нельзя исключить на самом деле. Потому что даже такая вещь, как участие в федеральных программах для целого ряда регионов, заблокирована. Потому что оно предполагает, это участие, софинансирование...

– Софинансирование, да.

– …а на софинансирование нету ничего. Следовательно, заколдованный круг просто заложен.

– Это же знаменитая максима, по-моему, де Сото: почему бедная страна бедна? Потому что она бедна.

– Да-да-да-да-да. У нас, правда, есть еще особые способы усиления этой структуры...  Правда, не только у нас. Потому что способ распиловки бюджетных средств на местах не унитарен. Он индивидуализован по разным губерниям.

– Да не такие уж они изобретательные ребята. В общем, довольно типичные вещи-то делаются.

– Ну да, но все-таки, Вы же понимаете, когда это окрашивается межклановыми и межплеменными отношениями, то тут...

– Получается специальная цветастость.

– Эта цветастость нарастает. Но это первая, абсолютно твердая позиция, супротив которой стоит, как вечный врат… привратник...

– А.Л.К.

– Это Кудрин, да. Да, это первое. Второе, это безусловная необходимость соответствующего симметричного изменения отношений между горизонтами уже внутри региона. Где тоже хватает удовольствий. Потому что введение безумной химеры под названием «муниципальный район» придушило малые города, не говоря уже об остаточных сельских поселениях, тотально. 16% приходится на долю всех поселений внутри района.

– 16% имеется в виду бюджета?

– Да. А внебюджетных ресурсов у него нет.

– А 84% на что?

– На уровне района и остается. На что – это сложные вопросы. И, честно говоря, да, по-разному, я не могу так чохом сказать: все районы работают безобразно. Это не так. Но, тем не менее, так или иначе, размазывание тонкого слоя не приводит к сосредоточению комков.

– Ну, это в любом случае антипродуктивно в смысле развития. Развитие достигается только концентрацией ресурсов.

– Это раз. Более того, вообще возможностями иметь внебюджетную экономику. Я все время говорю в регионах министрам финансов. Ну, лично с А.Л.К. мы не беседовали, но сказал бы ему, что у нас нет министров финансов, у нас есть министры бюджета.

– Абсолютно точно. Абсолютно точно.

– Вот, у меня был сейчас очень интересный опыт работы с новым правительством Башкирии – и с новым президентом, и с новым правительством, где мы достаточно серьезно разыграли, что такое экономика повседневного функционирования, то есть гособязательства, которые вполне являются администрируемыми. Ну, почта должна работать, зарплату бюджетникам положено выдавать все равно из региона. Значит, это просто административная единица: уезд, волость, район...

– Как можно меньше изобретений – какая правильная мысль. Итак, совершенно, на ваш взгляд, очевидно, что сдвиг в общем пироге (консолидированном бюджетном) должен быть симметричнее – от центра к регионам, от регионов вниз. Что еще столь же бесспорно?

– Третье бесспорное – это, действительно, переход от идеологии бюджета к идеологии экономики и развитие в этом отношении. То есть понятно неравенство, потому что развитие ровным не бывает. А это означает смену полномочий. И вот здесь драма самая главная, более даже важная, чем узко финансовые фискальные дела. Потому что если перевод пяти гектаров леса в Карелии, где леса много, под создание серьезного агрокомплекса, должен полтора года болтаться по московским коридорам, а не решаться в Петрозаводске, то развитие, мягко выражаясь, тормозится. Если на уровне какого-нибудь села Галкинское Камышловского района Свердловской области индивидуальный предприниматель умеет (когда он талантлив) выстроить комплексное хозяйство, решая проблему зимней занятости своих наемных сельских работников, и производит одновременно материал для фильтров для водоканалов. Такая возможность есть, когда он талантлив, раз; когда он способен отбиваться от атак местной силовой бюрократии – я премьеру говорил о разгуле силовой демократии, когда у нас была встреча...

– Вы говорили первый. Это было совершенно революционно.

– Ответом было: без комментариев. То есть догадывается, знает. Но не знает, что делать. Это сложившийся торф. Вот этого самого замечательного человека мы вместе с правозащитниками, тут я в Общественной палате тоже беспокоил покойного полпреда Сибирского округа, – мы вынимали его из наручников.

– Конкретно вот того человека, о котором вы говорите?

– Абсолютно конкретного, да. Васю Мельниченко. Замечательный совершенно, из тех, на ком страна держится. Значит, мера сопротивления развитию грандиозна настолько, что простой переход к веселой демократической процедуре сегодня пугает даже многих завзятых либералов. Шанс на то, что во главе окажутся крепкие ребята, выше, чем в начале 1990-х годов.

– Я слышу это тоже не от вас первого, к сожалению. Похоже, что это просто пароноидальная наблюдаемая реальность.

– Поэтому, так сказать, переходный период (так мягко назовем), оказывается, абсолютно необходим. И в этом роль центра была бы правильной – слежение за тем, чтобы базовые права и смысл, и возможности развития не душились в самом источнике этого дела. Потому что все уже поделено. В общем, почти все поделено. Но процесс перехвата может продолжаться, как картошку с руки на руку горячую...

– Как в старой детской сказке о том, как лиса делила сыр между двумя медвежатами – откусывая от большего куска все время. Это может быть вечно, пока сыр не кончится.

– Ну да. Но поскольку некоторый сыр все-таки не очень кончается...

– Который Господь подает, да.

– …песчаный карьер или все-таки какая-никакая пшеница вырастает, и коровки доятся, поэтому может долго. И поэтому наша задача была прежде всего сказать правду. Иногда полезно такое.

– Значит, правда заключается в том, что сегодня перейти к более или менее прямой выборности местных и более высоких, чем местные, районных властей вы не видите возможности?

– Нет. На уровне городов где-то от 100-150 тысяч человек это возможно – много игроков, и есть, собственно, некое политическое поле, неважно, как оформленное. Поэтому одним из позиций нашей группы было категорическое недопущение так называемой пропорциональной системы выборов на нижний горизонт.

– Пропорциональная система внизу – это просто бред.

– Это бред. Но это надо было сказать. Мы это, по крайней мере, записали, и тут был консенсус.

– Тоже. Консенсус в смысле в рамках вашей экспертной группы?

– Да, естественно. А вот по технике дальше мы так и не могли прийти к единой точке зрения. И, скажем, моя очень уважаемая, добрая знакомая много лет, и мы в одной лодке, Ирина Викторовна мою точку зрения – более прагматистски–соглашательскую, которая приводится к акцентированию прозрачности процедур, а не демократичности такой вот классической, так сказать, не поддержала. Выложены обе. Вот, как относительно честные люди, мы в этом отношении фиксировали: есть расхождения, есть разные техники. Но, общим, по-настоящему общим, конечно, являются здесь вопросы технологические, довольно скучные для невключенного человека. Типа: что такое самообложение, дать ли право на самообложение на локальный уровень или нет.

– А почему не дать? Скажите, пожалуйста, если немножко выйти из экспертного сообщества и разногласий внутри него…

– Да.

– Вот, опять же обращаюсь к вам как к человеку, много ездящему по стране. А на самом деле на местах, по вашим наблюдениям, есть люди, заинтересованные в том, чтобы увеличить свою финансовую самостоятельность? Чтобы увеличить?

– Да. Есть.

– Потому что я слышал про истории, когда люди просто отказываются. Когда им предлагают мэры или сити-менеджеры, они просто говорят: да идите вы.

– Да, тут происходит, и это мы тоже фиксировали, драматическое размывание капитала человеческого на нижних горизонтах, так сказать, властных. Потому что приличные люди… им стыдно в глаза смотреть своим… избиратели ли они, или просто назначенцы…

– Ну, просто земляки.

– Людям, землякам, потому что когда село на полторы тысячи человек (большое по-нашему село) имеет возможность починить четыре фонаря уличных…

– Имеется в виду за год.

– Ну да. И грейдером пройти две улицы и больше ничего…ну, тут стыдно.

– На такую позицию соглашаться действительно не хочется.

– И соглашаются классические зощенковские персонажи с портфелем – приличный заработок по сельскому масштабу, позиция…

– А стыд не дым – глаза не ест.

– …и документооборот, который, как известно, все равно никто не читает, но должен крутить, крутить, крутить и крутить.

– Но если случится вот так, как вы или другие эксперты советуете, тут не в деталях дело, а, действительно, будет, вопреки Кудрину, пересмотрен дважды пирог, деление пирога оба раза вниз – от центра к регионам, от регионов к муниципиям, это не упрется в стену кадрового голода? Найдутся люди, которые этим разумно распорядятся?

– Не везде. Уже не везде. Некоторая точка невозврата в определенных субрегионах, то есть частях регионов… нет такой вещи, как регион в целом…

– Да, да, да.

– …это огромные страны…

– Да вообще это бюрократическая абстракция.

– Поэтому есть части, в которых точка невозврата пройдена. Но, по моим наблюдениям, они, конечно, не носят категорического характера, их гораздо меньше, чем могло бы ожидаться. И, в общем, я не вижу здесь где–то больше 12-15%, что немало, конечно. Если говорить о городах малых, но сохранивших гордость, бытия городом. Вот, какой-нибудь Тутаев, который грызся с предыдущим губернатором Лисицыным за свободу, да? Или Рыбинск, который выгрыз ее…

– Рыбинск – это все-таки довольно большой уже город.

– …за что немедленно главный грызун-то и пострадал, потому как есть статья о превышении полномочий, по которой можно брать кого угодно…

– В любую секунду. Кого угодно.

– Кого угодно и в какую угодно секунду. И это палочка, которая хорошо работает. Есть исключения на уровне региональном. Вот, нынешний полпред сибирский, а до того губернатор Новосибирской области Толоконский, он добровольно, монаршей милостью менял желающим дотацию на процент от налогов, который к нему должен идти. Тем самым стимулируя к некоторой деятельности. И ничего не перевернулось, мир не рухнул.

– А он при этом не превысил свои полномочия сам?

– Нет.

– Ну, слава тебе, Господи. Я как раз хотел, полторы-две минуты у нас осталось, я бы хотел спросить, сколько вы видите, какую долю, многочисленность-немногочисленность людей, которые готовы заниматься именно экономикой, а не бюджетом внизу? Кто из них готов развивать собственную экономику, собственную налоговую базу, собственное обеспечение?

– Ой, Александр Николаевич, все очень зависит от команды. Вот, в Калужской губернии таких много. Там мудрая система ротации: ты сегодня департамент, завтра глава района, покрутился на земле, доказал… своего рода советская номенклатура без советского идиотизма. Меритократический подход. И поэтому там много таких. Вот сейчас глава Башкирии столкнулся с зоной выжженной  – автократической режим госпожи Рахимова. Естественно, людей набирать пришлось отовсюду, в основном из банковского сектора. Люди, которые пошли не за деньгами, как вы понимаете, а из азарта в некотором смысле. Новые мэры, которые там… избраны – не избраны, назначены – не назначены… ей-Богу, наплевать.

– Наплевать.

– Когда один из мэров довольно крупного города записался ко мне в магистратуру учиться. Я просил какого-нибудь молодого амбициозного человека, он говорит: я сам буду учиться. Но, простите, пусть таких немного, но дай им немножко воли, головки поднимутся у цветочков, как, знаешь, сбрызнули так… И эти головки вопреки всему везде прорастают. Я еще не встречал места, где не было бы этих самых знаменитых 3-3,5%.

– Собственно в них-то и ключ к победе или к поражению. Дадут им возможность работать – не дадут?

– Пока не очень.

– Таким образом, вопрос не столько в том, что именно напишут в своей итоговой бумажке и предъявят президенту Медведеву группа Козака и группа Хлопонина, а в том, дадут эти совместные писания возможность людям приподнять головки, по выражению нашего сегодняшнего гостя, или не дадут. Посмотрим в сентябре. Всего доброго.