В качество одного из лидеров Партии роста новоиспеченный политик Сергей Шнуров на прошлой неделе посетил Челябинск, где встретился с тремястами представителями политически активного электората столицы Южного Урала. Как пишет наш обозреватель, для человека, собиравшего стадионы, масштаб, конечно, непривычный, но для начинающего политика самое «то».
Закадровое впечатление от Сергея Шнурова у его потенциального электората оказалось весьма неоднозначным. С одной стороны, виден серьезный потенциал человека, способного «заводить» массы людей. Шнуров умен, четок и, похоже, по-настоящему глубок. Как говорят наблюдавшие его первый политический опыт, Партия роста не его масштаб, ему бы раннюю ЛДПР. С другой стороны, предпринимательское сословие Урала пока воспринимает Шнурова настороженно, если не сказать критически: «шоумен»», «фигляр», «все это не по-настоящему». Но даже критики говорят, что если Шнурова наполнят настоящей идеологией — не технологией, а именно идеологией, — то это может сработать. Вот это важный акцент: люди устали от технологий, они хотят идеологии.
Вообще, заметно, что людей политически пассивных становится все меньше. Этот факт, как мы покажем ниже, подтверждается социологией. И на этом фоне политтехнологические полуфабрикаты, самозарождающиеся или предлагаемые властью, кажутся все менее привлекательными. За последние несколько недель одна за другой появились несколько новых партий и движений. Однако попытки всерьез поговорить о задачах и целях новобранцев, которые мы предпринимаем, наталкиваются на молчание. А ведь идейный вакуум нельзя будет компенсировать медийными фигурами в президиумах. И если это разнообразное меню готовится для того, чтобы избиратель не скучал во время выборов в новый парламент, то в такой безыдейной форме это не сработает. Тем более что после принятия поправок в Конституцию новая Дума как минимум усилит свое влияние на кабинет министров и определит кандидатуры чиновников правительства. Новый избиратель, для которого формируется весь этот калейдоскоп, не будет сбрасывать это со счетов.
Видим ли мы формирование новой модели публичной политики? Или все это симулякры, фантомы, тиражирование искусственных моделей взамен органичной демократии? Пришлось обратиться к статистике, которая, как известно, знает все. Опираясь на данные фонда «Общественное мнение» (ФОМ), мы позволили себе смелый расчет — определили возможную структуру новой Думы и попробовали понять, какие идеи сегодня популярны у россиян, будут ли эти идеи представлены в парламенте страны и каковы шансы у новых партий поймать запрос людей.
Три группы по интересам
Тридцать семь процентов «неокученного», свободного электората. Ожидаемый интерес к патриотической тематике, неожиданный — к экономическим идеям и полное равнодушие к экологии. Если коротко, то таковы результаты нашего исследования состоян