Седьмого декабря в Гамбурге состоялась главная репетиция выборов канцлера Германии — избрание председателя правящей партии «Христианско-демократический союз» (ХДС). По результатам тайного голосования 1001 делегата им стала любимица Ангелы Меркель и генеральный секретарь ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр (АКК, как называют нового главу ХДС в немецкой прессе). Во втором туре она получила 517 голосов (51,75%). Впервые за восемнадцать лет христианским демократам выпала возможность избрать нового лидера, но они растерялись и выбрали вторую Меркель — хотя сторонники партии давно устали от политики старой Меркель в духе «продолжаем все по-старому». Но решал не народ, а партийная элита, которая в целом осталась лояльной Меркель и поддержала ее фаворитку.
Еще одна фрау
Мой приятель из Дюссельдорфа, столицы крупного немецкого региона Северный Рейн — Вестфалия, скептически относится к выбору на пост председателя ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр, полагая, что христианские демократы тем самым продемонстрировали излишнюю осторожность и косность: они «остались верны старому курсу, доказавшему свою несостоятельность». Он уверен, что при «мини-Меркель», как называют АКК сами немцы, ХДС не удастся провести разворот вправо, который необходим партии, чтобы вернуть расположение избирателей. «Они просто заменили Меркель на еще одну фрау, — возмущается он. — Только ее имя будет сложнее скандировать во время митингов».
Мой собеседник (к слову, представитель ядерного электората ХДС) не сексист и не мизогинист, он уважает женщин, но не боится предъявить претензии партии и ее новому лидеру. А они сегодня у немцев вполне конкретные: сдайте вправо на политической оси и решите наконец вопрос с беженцами. Ведь пока пресса обсуждала сексуальную ориентацию министра здравоохранения ФРГ Йенса Шпана и бизнес-карьеру бывшего лидера блока ХДС/ХСС Фридриха Мерца (двух других кандидатов на пост главы ХДС), самих немцев больше волновало, по какому пути поведет христианских демократов их новый лидер и не заведет ли этот путь в тупик.
К слову, Мерц и Шпан могли бы обеспечить разворот вправо с большей вероятностью. Оба выходцы из Северного Рейна — Вестфалии, самой населенной из федеральных земель Германии, направившей на съезд ХДС больше всего делегатов. Правда, Йенс Шпан, будучи представителем внутрипартийной оппозиции и выходцем из правого крыла партии, мог бы переборщить с разворотом. Осторожные немцы боялись этого, поэтому Шпан вылетел еще в первом туре, получив всего 157 голосов (15,7%).
Во втором туре ожесточенная борьба развернулась между Мерцем и Крамп-Карренбауэр. Фридрих Мерц — фигура посолидней Шпана. В начале 2000-х именно Мерц возглавлял фракцию консерваторов в бундестаге, но ушел из политики из-за конфликта с Меркель. В случае избрания его главой правящей партии они могли снова не поладить, что плохо сказалось бы на будущем всего политического истеблишмента. Так что и тут немцы решили не рисковать — Фридриху Мерцу во втором туре отдали свои голоса 482 делегата (48,3%). Разрыв