Главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов сообщил журналистам, что градостроительный совет региона принял решение о нецелесообразности возведения в пойме реки Бор 20 млн кв. м жилья и деловой, социальной, культурной инфраструктуры, которое ранее предусматривалось проектов Globe Town. «Окончательных документов пока нет, но градостроительный совет принял такое решение. Сейчас по этим объектам никакого проектирования не ведется», — передало слова главного нижегородского архитектора РИА «Новости». «Я против застройки Борской поймы в том виде, который был. Насколько мне известно, этот проект уже "похоронили", и сейчас рассматривается вариант размещения на данной площадке выставочного комплекса. Я считаю, что застройка в Борской пойме возможна, но она не должна перекрывать линию горизонта», — обозначил он свою позицию.
Но днем позже — сегодня — директор департамента градостроительного развития территории Нижегородской области Александр Бодриевский сообщил журналистам, что региональное правительство продолжит работу над этим проектом. «Правительство не отказалось от проекта Globe Town, освоение будет идти поэтапно, с условием сохранения экологической зоны. Нами выполнена концепция развития данной территории, но во времена кризиса работа приостановилась. Данная территория предусматривает несколько зон — общественную, жилую, не исключая и размещения выставочного комплекса Expo-2020 в случае, если мы выиграем заявку. Предусмотрена и природоохраняемая зона прибрежной части с использованием водных и экологических ресурсов. Более того, генеральным планом развития Нижнего Новгорода предусматривается транспортная связь данной территории с Бором — в генплане зарезервирована территория под строительство мостового перехода с легким метро», — передало его слова «НТА-Приволжье».
Тем не менее, судя по тональности выступлений, нижегородские власти фактически отказались от осуществления идеи построить напротив Нижнего Новгорода в подтопляемой зоне реки Бор новый «чудо-город», несмотря на то что проект планировки этой территории уже выполнен. В 2008 году, когда Globe Town презентовали на инвестиционном форуме MIPIM в Каннах (Франция), он действительно выглядел чудесно. На территории 3 тыс. га должны были разместиться жилые комплексы на 400 тыс. жителей, центр международной торговли — три башни высотой по 600 м, множество офисных зданий, развлекательные центры, ботанический сад и т. д. Центром города должна была стать гигантская сфера — так называемый «Глобус» диаметром 120 м, где на территории 200 тыс. кв. м должны были находиться оперный театр, библиотека и другие культурные заведения. «Когда мы в первый раз посетили Нижний Новгород и увидели совершенно пустые пространства на противоположном от Кремля берегу Волги, мы сразу подумали об Австралии и Америке. Символом города, который мы придумали, станет гигантская сфера, так же как Опера в Сиднее или статуя Свободы на острове Эллис, олицетворяющая Нью-Йорк», — вдохновенно говорил о своем будущем детище главный архитектор этого проекта Данте Бенини. Концепцию застройки разрабатывали компания «Нижегородкапстрой» (совместное предприятие областного правительства и московской группы СУ-155) и итало-британская фирма Dante O. Benini & Partners Architects.
При этом и нижегородские власти, и разработчики этого проекта знали, что пойма реки Бор, где должен располагаться Globe Town, находится в подтопляемой зоне, поэтому проектом предусматривались намыв и насып грунта на этой территории (в некоторых местах — до 4 м) и комплекс ее инженерной защиты от воды. Однако некоторые эксперты говорят, что нижегородцам вообще ничего (тем более высотного) нельзя было планировать строить на этой территории, поскольку еще в 70-е годы прошлого века эти места официально должны были быть частично затоплены водами Чебоксарского водохранилища. И, согласно советским нормам, с того момента в ложе водохранилища запрещалось возводить фундаментальные постройки, кроме тех, которые относились к инженерным гидротехническим сооружениям.
Однако в 1981 году Чебоксарское водохранилище запустили в эксплуатацию при пониженном уровне воды — 63 м вместо проектных 68 м. Дальнейший подъем воды сначала сдерживался неготовностью комплекса инженерной защиты территорий, а затем, в период середины 90-х годов прошлого века, был заблокирован совместными усилиями общественных экологических организаций, поддержанных властями Нижегородской области и Республики Марий Эл, часть территории которых (так же как и Чувашии) была затоплена в результате заполнения водохранилища. По причине того, что проект не был доведен до конца, Чебоксарская ГЭС сейчас работает на 60% своей мощности, а само водохранилище гниет, поскольку площадь его мелководий в полтора раза превышает расчетную. Не удалось добиться и создания единого волжского транспортного пути для крупнотоннажных судов типа «река-море» — в районе Городца (Нижегородская область) глубина фарватера составляет около 3 м вместо проектных 4 м с лишним (ежегодные убытки судовладельцев от этого превышают 12 млрд рублей). Не завершено строительство системы инженерной защиты территорий, подвергающихся подтоплению, зато интенсивно разрушаются те объекты, которые успели построить в расчете на уровень воды 68 м: порты, водозаборы, очистные и защитные сооружения. А самое главное — водохранилище при пониженном НПУ не выполняет одну из основных своих функций: оно не имеет полезной емкости, а поэтому не может осуществлять регулирование стока в интересах всей системы Волги, в том числе питать водой засушливые регионы среднего и нижнего Поволжья.
Нижегородские власти были уверены в том, что Чебоксарское водохранилище в ближайшие 10–15 лет так и останется «недостроем», однако власти Чувашии, чья территория больше всего страдает от «гниющего» водохранилища, и государственный энергохолдинг «Русгидро» — владелец Чебоксарской ГЭС, убедили президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина в необходимости в интересах государства и волжских регионов закончить этот инфраструктурный проект и поднять уровень воды в Чебоксарском водохранилище до проектных отметок — 68 м. Конечно, нижегородские власти во главе с губернатором Валерием Шанцевым сопротивлялись будущему «нашествию воды» как могли — и с помощью предложения альтернативных проектов, и поднимая региональную «зеленую» общественность, и пуская в ход немалый лоббистский ресурс.
Однако нынешней весной генеральный проектировщик разработки проектной документации по подъему уровня Чебоксарского водохранилища до проектных отметок — Инженерный центр энергетики Поволжья (ИЦЭ Поволжья) — уже начал интенсивно обследовать состояние имеющихся сооружений инженерной защиты от воды территории Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл, и во всех трех регионах на уровне правительств созданы специальные рабочие группы по обсуждению вопросов, возникающих в ходе работы над проектом завершения строительства Чебоксарского водохранилища. Деньги на завершение этого проекта, кстати, выделяются тоже немалые — более 50 млрд рублей. И 30% из них пойдет на инженерную защиту от воды самого Нижнего Новгорода.
При этом, по оценке главного архитектора Нижегородской области Сергея Попова, в Борской пойме, где предполагается строительство Globe Town, необходимо будет насыпать не менее 8 (!) м грунта, чтобы предотвратить затопление этой территории паводковыми водами и водами поднявшегося Чебоксарского водохранилища. Федеральный бюджет эти работы финансировать, очевидно, не будет. А инвесторы тоже вряд ли рискнут в нынешних условиях вложиться в такую «подсыпку», которая сделает стоимость жилья и коммерческой недвижимости в «чудо-городе» значительно выше, чем в других местах вокруг Нижнего Новгорода и в самой региональной столице. Поэтому еще в начале июня один из самых убежденных сторонников строительства Globe Town заместитель губернатора Дмитрий Сватковский с легкой грустью заявил, что город там будет, но, может быть, не сейчас. «Globe Town — это будущее. Этот проект не лежит и не пылится, мы над ним работаем. Уже представлены планы, касающиеся этого проекта, в правительство РФ. И, насколько мне известно, в недрах российского правительства рождается программа развития сети новых городов, поэтому шансы на реализацию у проекта Globe Town есть. Даже если мы не успеем, то потомки вернутся к этому проекту, как мы возвращались ко многим проектам, разработанным еще в 1970–1980-х годах», — подчеркнул он в интервью ТК «Волга».