Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Пути русской живописи: сквозь импрессионизм


Культура
180

Картины передвижников и импрессионистов, висящие в непосредственной близости друг от друга и написанные на сходные сюжеты, не оставляют сомнений: и те и другие по большому счету занимались одним и тем же. Они искали новый язык, способный адекватно зафиксировать визуальный образ окружающей их реальности. К тому времени язык символов и аллегорий, на котором до сих пор разговаривали живописцы, начал утрачивать силу воздействия. Импрессионистическая революция во Франции предопределила ее последующее лидерство в области изобразительных искусств. Во второй половине XIX века там сконцентрировались художники, которые, отказавшись следовать курсом, где уже все хорошо изучено и проверено, смогли резко развернуть корабль мировой живописи и отправились на поиски неизвестных островов. Покинув свои мастерские, они увидели игру света и тени и были настолько потрясены ею, что уже не захотели возвращаться обратно.

Историк искусств Нина Дмитриева в статье «Передвижники и импрессионисты», давшей название выставке и послужившей для нее основой, обращает внимание читателей на синхронность действий передвижников и импрессионистов: «В 1871 году открылась первая выставка Товарищества передвижников. В 1874 году — первая выставка импрессионистов». Она же подметила, что оба движения почти одновременно вошли в фазу кризиса. Это произошло в тот самый момент, когда и то и другое получило широкое признание. Почти сразу наиболее яркие художники предпочли отказаться от художественных приемов, в одночасье превратившихся в штампы, и пойти дальше. Во Франции на смену импрессионистам пришли постимпрессионисты, в России появился «Мир искусства». Но главная задача оказалась решена: академизм был сломлен. Античное искусство, не одно столетие властвовавшее над воображением художников, отступило, сдав свои позиции. В живописи началась новая эра.

Если французские художники развивали свое видение людей и предметов в «окружении воздуха и света», подчиняясь исключительно своим внутренним побуждениям, то русские живописцы могли наблюдать за ними со стороны. Одним из тех, кто застал французскую живопись в момент зарождения импрессионизма, был Илья Репин, который, будучи к тому времени автором рвущих душу «Бурлаков на Волге», в первой половине 1870-х обосновался в Париже и там написал своего «Садко». Если русские художники и подпадали под очарование импрессионистов, то длилось это недолго. Наиболее стойким к влиянию последних оказался Василий Суриков, но, сравнивая его «Сибирскую красавицу» (1891) и находящийся поблизости — по воле кураторов выставки — «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877) Огюста Ренуара, видишь: даже он, сознательно избегая влияния импрессионистов, в конце концов вышел на тот же путь. Женщина с обнаженными плечами и девочка, у которой видны только лицо и часть руки — ее тело скрыто под слоями ткани, — созданы с помощью сходных художественных приемов.

Выставка «Передвижники и импрессионисты» создает образ единого художественного пространства второй половины XIX века, которое по