Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Экспорт музейной лихорадки в Казань


Культура
220

В самом начале выставки — декоративное панно Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля» из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В центре — врубелевская «Царевна Лебедь», но уже из собрания Третьяковской галереи. Чтобы «Гений века» состоялся, объединились три музея. Цель выставки — показать публике не только картины русских художников начала XX века, в том числе Коровина, Кончаловского, Ларионова, Петрова-Водкина — все, кроме авангарда, но и высокие музейные технологии, когда выставка становится событием, которое нельзя не заметить. Центральная фигура — директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Здесь она почти мифический герой, притягивающий выставочный успех, и видно, насколько она и в самом деле харизматична и убедительна во всем, что говорит и делает. «В нашем зале еще никогда не было столько журналистов», — отмечает Зиля Валеева, директор музея-заповедника «Казанский кремль», в комплекс зданий которого входит «Эрмитаж-Казань». Трегулова притягивает не только телекамеры, но и смартфоны. Ее воспринимают как селебрити, каждое слово и каждый жест которой необходимо фиксировать. У нее право первой экскурсии по выставке, когда среди зрителей президент Татарстана Рустам Минниханов. Он — в числе тех, кто захотел, чтобы эта выставка состоялась, и предпринял для этого все необходимое.

Трудно себе представить, что не так давно выставки в музее были по-настоящему интересны лишь для избранных: тех, кто совершил некоторые усилия, чтобы понимать язык живописи. Теперь все иначе. Выставки преобразились и приобрели несколько уровней восприятия. Открытие выставки — идеальное светское событие. Пробежав по залу и получив свою порцию зрительных впечатлений, сфотографировавшись на фоне шедевра и тут же выложив фото в социальную сеть, человек чувствует, что жизнь проходит не зря, что она озарена светом высокого искусства, и хотя оно не совсем понятно, но в его качестве не приходится сомневаться. Оказываясь на выставке и тем более фотографируясь в зале — а это почти обязательный ритуал, — человек словно помещает себя внутрь развешанных на стенах картин. Это больше чем просто ритуал, сопутствующий посещению выставки. Возможно, в нем и заключается ключевой смысл взаимодействия зрителя с картиной в физической реальности. Не просто увидеть, но стать частью волшебного мира, созданного воображением художника.

С «Царевной Лебедью» можно сфотографироваться не только в зале. Ее объемная репродукция, увеличенная до высоты человеческого роста, встречает посетителей еще до того, как они поднимутся в зал «Эрмитаж- Казани». Прием, который арт-менеджеры, как можно догадаться, позаимствовали у тех, кто занимается продвижением большого кино. Естественная потребность человека фиксировать в памяти все, что с ним происходит, с помощью визуальных образов превращается в мощнейший инструмент продвижения чего бы то ни было. Стоит человеку сообщить «городу и миру» о том, что «он здесь был», как это мгновенно порождает чувство неполноценност