Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Из чего сделаны выставки


Культура
254

Светлана Джафарова — автор одного из самых ярких в прямом смысле этого слова выставочных проектов прошлого года, «Мистерии-буфф Аристарха Лентулова» в Бахрушинском музее. Она — историк искусства, автор и куратор выставок, исследователь искусства русского авангарда. Занимается созданием выставок с 1977 года. Принимала участие в таких выставочных проектах, как «Париж — Москва. 1900–1930», «Москва — Париж. 1900–1930», «Искусство и революция», «Великая утопия», «Москва — Берлин. 1900–1950», «Посвящение Шостаковичу», «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство 1870–1930». «Эксперт» поговорил с ней о том, что такое выставки, какими они бывают и как создаются.

Какие бывают выставки?

— Я предпочитаю работать с выставками, которые либо охватывают какой-то исторический период, либо посвящены историческим персонам, позволяющим изменить отношение к событию или художнику. Считаю, что такие показы искусства актуальны для нашего времени. Когда мы занимались выставками «Москва — Париж», «Великая утопия», «Москва — Берлин», это всегда было еще и исследование. Все, что находили интересного и нового в процессе подготовки, мы вывешивали на стены. Помимо этого в выставку может быть заложен какой-то театральный эффект: когда надо приспособиться к предоставленным помещениям и — неважно, живопись это или скульптура, — необходимо все расположить так, чтобы там были энергетические сгустки. И если делаешь сборную выставку из разных коллекций, ты должен сразу себе это представить, тогда получится выразительно. При этом имеют право на существование и выставки, где работы просто развешаны ровненько на красивых стенах и при этом хорошо освещены.

С чего начинаются выставки?

— Сначала возникает идея, и ты составляешь идеальный список экспонатов. Если времени у тебя много, есть вероятность, что сможешь все получить. Чем меньше времени, тем меньше возможностей для маневрирования. Иногда сразу идут тебе навстречу. Иногда же идеальный состав может оказаться недостижим. Например, когда мы делали выставку «Мистерия-буфф Аристарха Лентулова», я, конечно, знала, где находятся еще много его замечательных работ. Но мы поздно начали заниматься этой выставкой — разослали запросы в музеи за четыре месяца. А у них уже были другие планы: и у Третьяковской галереи, и у Русского музея. Есть работы, которые находятся в экспозиции музеев. Например, Саратовский музей предоставил восемь работ, а одну, самую лучшую, не дал — она у них в экспозиции. В Третьяковской галерее уже планировали энное количество выставок, которые предполагали участие основных произведений, плюс они обязательно оставляли в экспозиции две работы: картину «Звон» и автопортрет Аристарха Лентулова. В этом случае приходится придумывать, как, если у тебя всего этого нет, сделать выставку, чтобы она состоялась, получилась сильной и прозвучала. Когда мы делали «Москву — Париж», Русский музей и Третьяковская галерея обиделись, что их не включили в оргкомитет и рабочую группу, поэтому сначала что-то не хотели давать, и нам