Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Рука Бога в Зарядье


Культура
663

В жизни писателя Жака Казота есть эпизод, который заставляет взглянуть и на него самого, и на его произведения под неожиданным углом. Он описан в мемуарах Фредерика Лагарпа, вошедшего в историю как учитель Александра I. Задолго до того, как он оказался в России, Лагарп стал свидетелем пророчества, сделанного Казотом на ужине у герцога Ниверне — члена Французской академии. Там французские интеллектуалы обменивались остротами и историями, из которых следовало, что «революция не заставит себя ждать, ведь совершенно необходимо, чтобы суеверие и фанатизм уступили место царству разума». Старшие из них сожалели, что не смогут ее увидеть, молодые были счастливы оттого, что непременно ее дождутся. В этот момент слово взял Жак Казот. Он и сам был немолод — ему было уже под семьдесят. За плечами — служба на флоте (Казот ушел в отставку в чине генерального комиссара флота) и карьера профессионального литератора длиною в сорок с лишним лет (свою первую публикацию Казот сделал в 23 года. Это была книга под названием «1001 нелепость. Сказки, чтобы заснуть стоя»).

На том ужине Казот, по свидетельству Лагарпа, произнес следующие слова: «Господа, будьте довольны, желание ваше исполнится, вы все увидите эту великую, потрясающую революцию. Вам известно, что я немного пророк, так вот повторяю вам: вы все ее увидите. […] Знаете ли вы, что воспоследует в результате этой революции, которую вы ожидаете с таким нетерпением? Что она принесет вам вначале и что произойдет потом — неизбежно и в самом скором времени? […] Вы, господин Кондорсе, умрете на соломе в темнице от яда, который “счастливые” события того времени заставят вас постоянно носить при себе, и вы примете его, дабы избежать секиры палача […] во имя философии, человечности и свободы вам предстоит погибнуть при торжестве разума, и то будет царство разума, ибо оно воздвигнет храмы Разума, более того, во всей Франции в это время останутся только храмы Разума. […] Вы, господин Вик д’Азир, не вскроете себе вены сам, но после невыносимого приступа подагры заставите других отворить Вам вены, причем для верности шесть раз подряд за один день, и скончаетесь следующей ночью. Вы, господин де Николаи, умрете на эшафоте, Вы, господин Байи, на эшафоте […] вами будет править только философия, только разум. И все те, кто погубит вас, будут философами: с утра до ночи они станут произносить речи, подобные тем, что я выслушиваю от вас целый час. Они повторят все ваши максимы, процитируют, подобно вам, стихи Дидро и “Деву”…»

В той же речи Казот предсказал смерть и короля Франции, и свою собственную. Эти воспоминания, которые неоднократно подвергались сомнению, подтверждает Жерар Нерваль, публикуя отрывок из его поэмы, написанной за тридцать лет до 1793 года: в ней переговариваются друг с другом головы, отделенные от шеи. Его и в самом деле казнили за то, что в своих письмах он высказывал сочувствие королю Франции, писал, что, как он надеется, тому удастся сбежать, и предлагал собственный дом для приюта. В тюрьме пророческий дар