Экология становится ценностью для бизнеса не только в гуманитарном, но и в буквальном, финансовом смысле слова.
«Экологически чистые технологии дешевле классических при правильном подходе» — это утверждение Александра Мельниченко, управляющего тепличного комплекса ГК «Мое лето», можно назвать если и не типичным для современного среднего бизнеса, то уж точно знаковым, обозначающим долгосрочный тренд.
«Во всех своих проектах мы ориентируемся на эффективность для бизнеса, поэтому очень внимательно оцениваем и экологические инициативы с этой точки зрения», — сообщили нам в компании S7 Airlines, которая занимает 16-ю строчку в мировом рейтинге Atmosfair самых экологичных авиаперевозчиков.
«Экологические проекты могут принести дополнительную прибыль за счет более эффективного использования ресурсов, — уверен Тарас Кожанов, заместитель директора Сернурского сырного завода. — Вкладываешься в дополнительные основные средства, а потом их окупаешь — обычная история про бизнес и окупаемость инвестиций».
Впрочем, было бы несправедливо считать их мотивы исключительно прагматичными. Скорее их практичность обусловлена особым чувством ответственности в части безопасности своих действий для окружающей среды.
«Как видит свою задачу в области экологии средний бизнес? Главное для него — не взять на себя лишних обязательств, но при этом выбрать то, что существенно и на что действительно влияет их бизнес-модель, — полагает Светлана Герасимова, руководитель Школы КСО и устойчивого развития ММВШБ МИРБИС. — Если твоя компания использует воду и загрязняет ее, решать нужно этот вопрос — это значимая зона ответственности, ее невозможно подменить, например, социальными акциями. Для многих настоящих предпринимателей это связано с личными мотивами, поскольку они сами живут в этих городах, воспитывают там своих детей и хотят, чтобы там была среда развития, хотят передать им нормальный устойчивый бизнес — и эти вопросы для них важны, ведь все, что поддерживается обществом и не вредит экологии, является в перспективе более устойчивой моделью развития бизнеса».
Правда, в отличие от ответственного бизнеса, весьма последовательного в своих действиях в сфере экологии, другой ключевой агент поддержания экологической безопасности — государство — судя по всему, пока с трудом выстраивает адекватную политику в этой области. Особенно ярко это проявляется в регулировании такой отрасли, как сбор и утилизация отходов, о чем рассказывали наши респонденты (см. «Купим много стеклобоя», стр. 47; «Безотходное ресторанное дело», стр. 44; «Кому мешают московские дворники», стр. 55; «Рыцарь мусорного дела», стр. 58).
Но предприниматели не унывают. Источником вдохновения для них служит их дело, которое благодаря «зеленым» проектам приобретает дополнительный смысл и, что не менее важно, обретает новые возможности.
Отходы — новое сырье
Неудавшаяся пока мусорная реформа показала, что для успеха дела следует переломить представление о мусоре исключительно как о бесполезных отходах. Впрочем, такой взгл