Прошло четыре месяца после того, как 11 марта из-за землетрясения и цунами в Японии погибло более 20 тыс. человек. По некоторым оценкам, общие затраты на восстановление экономики составят 23 трлн иен (293 млрд долларов) в ближайшие десятилетия, а наиболее пострадавшим регионам потребуются годы, чтобы оправиться. Японское правительство приняло уже два дополнительных бюджета, направленных на преодоление последствий стихийных бедствий, но многие районы по-прежнему ждут помощи.
Не радуют и сегодняшние данные по ситуации в промышленности страны. Темпы роста производства Японии оказались ниже прогнозов. Так, объем промпроизводства в стране, по предварительным данным, увеличился в июне на 3,9% в годовом сопоставлении при прогнозах роста показателя на 4,5%. В мае он повысился на 6,2%.
На этом фоне тревожно выглядит статистика в одной из наиболее сильных отраслей японской экономики – производстве электроники. Четыре ведущих компании сектора потеряли более 1,5 млрд долларов в первом квартале 2011 финансового года, завершившегося 30 июня. Частично они связывают убытки с природными катаклизмами.
Так, электронный гигант Sony сообщил об убытках в размере 191 млн долларов, что было связано с «негативным влиянием землетрясения, а также ухудшением бизнес-среды в сфере производства и продаж электроники в Японии». Panasonic, в свою очередь, сообщил об убытках на уровне 390 млн долларов за первый квартал. Sharp потерял 630 млн долларов, а Nintendo отчитался об убытке в размере 327 млн долларов.
Одной из основных причин падения объемов производства в Японии и в сфере производства электроники в частности является падение японского экспорта из-за высокого курса иены. Министр финансов Йошихико Нода уже заявил, что он примет «соответствующие меры». Ранее губернатор региона, где расположены большинство заводов по производству электроники, также связывал убытки компаний сектора со слабым долларом. «Сильная иена и слабый доллар оказывают давление на производителей Японии», – передает CNN слова губернатора округа Айичи Хидеаки Оомуры. «И если возникли проблемы в сфере IT, то вся японская экономика в беде», – добавил он.
Как напоминают в аналитическом отделе Fibo Group, именно поэтому ранее японским властям потребовалась помощь извне (в виде совместных интервенций на валютном рынке развитых государств), чтобы провести интервенцию и ослабить иену. Но теперь, по мнению аналитиков, Япония справиться с ростом «японки» новыми интервенциями не сможет: во-первых, нет достаточного количества средств, все направлено в реальную экономику, во-вторых, это даст лишь кратковременный эффект.
Впрочем, убытки «электронщиков» вполне быть могут временным явлением. В частности, об этом говорит отчетность Softbank, который сообщил о 1,21 млрд долларов прибыли в связи с продажей таких продуктов, как iPhone. Компания Toshiba также сообщила о 6 млн долларов прибыли в отчетный период.
Как напоминает Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ «Норд-капитал», проблема заключается в выпуске отдельных наукоемких компонентов, требующих тщательного лабораторного контроля – процедуры, которую японцы, как правило, не доверяют другим. Из-за них и «встали» прочие сборочные звенья. При этом больше всего пострадали производства, находящиеся на северо-востоке страны, а основная часть компаний, базирующихся на параллели Токио и ниже, были не слишком задеты стихией. «Спрос на японскую высококачественную продукцию был, есть и будет – просто необходим еще один полный год для восстановления всех логистических и производственных цепочек», – говорит эксперт.
Японские производители постепенно теряют долю рынка, поскольку сейчас очень много амбициозных и динамично развивающихся конкурентов из Китая и Кореи, но такие большие убытки – это, без сомнения, последствия землетрясения, поясняет Николай Солабуто, управляющий активами ФГ БКС. Как считает аналитик, ближайший год будет очень тяжелым для японцев: потребуются огромные инвестиции для восстановления производства, но в перспективе двух-трех лет результаты могут быть гораздо лучше. За счет внутреннего спроса, катализированного восстановлением экономики после землетрясения, они могут выйти на качественно новый технологический уровень.
В целом же в экономике Японии ситуация уже стабилизировалась. Как напоминает Игорь Шибанов, начальник отдела денежных рынков Первого республиканского банка, парламент Японии выделил 4 трлн иен в мае 2001-го и только 2 трлн иен в июне вместо ожидаемых 10 трлн иен. Эта маленькая сумма будет способна финансироваться профицитом бюджета-2010 и не потребуется выпускать новые облигации. Правительство даже обдумывает проект снижения налогов на доходы корпораций через два-три года.
Кроме того, масса японских компаний втянулись в программу так называемого социального маркетинга, обещая выделять часть дохода жертвам землетрясения с продажи определённых товаров. Усилия японцев, считает аналитик, сегодня вызывают искреннее удивление и уважение, и нет причин сомневаться, что очень скоро солнце вновь засияет над снежной Фудзиямой.