Как отметил Эрик Дюффо, президент по вопросам глобальной экосистемы и каналов продаж, компания SAP AG «результаты опроса наглядно показали: успешные компании малого и среднего бизнеса и крупные многонациональные корпорации одинаково подвержены влиянию глобализации, ожесточенной конкуренции на новых рынках. Компании быстрорастущего бизнеса — часть глобального ландшафта и той же цепочки создания добавочной стоимости, что и крупные международные предприятия. Это означает, что подобным компаниям необходимы преимущества от внедрения передовых инновационных решений».
Согласно прогнозам Oxford Economics, компании малого и среднего бизнеса (МСБ) выйдут за границы местного рынка в связи с усилением глобальной конкуренции в их стране. Ожидается, что количество фирм, которые будут получать до 40% прибыли от международной деятельности, увеличится на 36% за три года. 15% респондентов на данный момент ведут бизнес в шести и более странах, и эта цифра может возрасти до 35% в следующие три года. Более четверти респондентов назвали повышение уровня глобальной конкуренции в числе трех основных тенденций, влияющих сегодня на ведение бизнеса. Почти 60% опрошенных считают, что конкуренция с компаниями из других стран значительно повысилась за последние два года, а 59% утверждают, что сегодня они активнее, чем ранее, конкурируют с крупными предприятиями. Кроме того, компании быстрорастущего бизнеса образуют сети по всему миру. Более половины респондентов говорят о том, что они налаживают партнерские отношения с поставщиками и продавцами из других стран за пределами локального рынка. Аналогичное количество респондентов усиливают совместную работу с другими компаниями с помощью интернета и платформ, чтобы стимулировать внедрение инноваций и развитие.
При этом компании признают, что должны вести бизнес по-новому, чтобы оставаться конкурентоспособными. И в этой связи технологии очень важны для предприятий быстрорастущего бизнеса, это важнейший элемент преобразования. Речь идет о программных решениях для управления бизнесом и анализа данных, а также о мобильных технологиях, социальных медиа и облачных вычислениях. Почти две трети респондентов уверены в том, что технологии помогут достичь устойчивого роста бизнеса. 35% опрошенных называют себя пионерами в вопросах внедрения новых технологий; эта цифра увеличивается до 42% среди отдельных производителей и до 47% — для компаний Северной Америки. Кроме того, менее одной трети респондентов говорят, что их компаниям не хватает технологических решений, используемых конкурентами.
Таким образом, инновационная технология — ключ к выходу на новые рынки и построению прочных взаимоотношений с клиентами. Более трети респондентов считают, что создание культуры инноваций является приоритетом в их деятельности, направленной на преобразование бизнеса. Аналитики из IDC предсказывают значительный рост вклада среднего и малого бизнеса в экономику России, добавляет заместитель генерального директора SAP СНГ Илья Юрьев. Так, в 2010 доля ВВП страны, вносимая быстрорастущими компаниями, составляла 20%, к 2020 ожидается, что она удвоится до 40%. «В прошлом году более половины сделок мы заключили именно в сегменте МСБ. А это явное подтверждение прогнозов - за счет внедрения инноваций малые компании стремятся к конкурентоспособности, к значимому росту бизнеса, и, несомненно, эта тенденция очень позитивна для страны», – отметил эксперт.
Действительно, сегодня можно говорить, что быстрорастущие компании перестают бояться конкуренции со стороны крупнейших производителей товаров массового потребления, полагает аналитик ИФК «Солид» Гульназ Галиева. Во многом это объясняется эволюцией сознания потребителя. При этом заметна очевидная тенденция охлаждения интереса к известным брендам. Согласно январским исследованиям Havas, только 30% японцев выступают в поддержку крупного бизнеса, в США и Канаде корпорации вызывают симпатию 34% населения. Население стран с развитой экономикой, вынужденное все туже затягивать пояса, и не может и не хочет поддерживать крупный бизнес. С другой стороны, они позитивно относятся к динамично растущим компаниям, особенно к местным. Они создают рабочие места, но не где-то в Азии, а на своей родине. Та смелость, с которой сегодня новые игроки вступают в конкурентную борьбу с крупнейшими игроками зиждется на поддержке потребителя. В то же время, указывает эксперт, в странах БРИКС, в том числе и России, ситуация выглядит иначе. В отличие от Европы, США, Канады и Японии, мы продолжаем верить в крупный бизнес.
В корпоративном секторе России сложилась структура, которая не стимулирует резкие смены моделей бизнеса, особенно в отношении крупных предприятий, добавил главный аналитик ИФК "Солид" Ибрагим Боташев. В стране отсутствует ярко выраженный быстрорастущий сегмент, однако, можно выделить предприятия-газели, которые находится в среднем эшелоне, но показывают впечатляющие финансовые результаты. Особенностями данных компаний являются значительный объем инвестиций в разработку и интеллектуальную собственность и высокая гибкость. Газели могут достаточно успешно конкурировать с крупными предприятиями, но предпочитают находиться в узкоспециализированных нишах. В целом же из-за несовершенного законодательства, высокой доле коррупции и излишней бюрократии, конкурировать с крупными игроками предприятиям крайне сложно.
Но экспансия малого бизнеса заграницу вполне возможна, считает председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России Сергей Варламов, например, в IT-секторе, если предприятию необходимо расширение клиентской базы за счет внешнеэкономических ресурсов. Неплохие возможности есть и в сфере консалтинга и даже торговли. Главное – это успешные поиски той ниши, где компания может себя выгодно продать на зарубежных рынках. Если у предпринимателя есть уникальное предложение с богатым отраслевым опытом относительно узкой специализации, тогда у него есть самые высокие возможности найти себе клиентов за рубежом. Вообще, распространение информационных технологий – это отличный шанс узкоспециализированных компаний и предпринимателей для поиска клиентов, которые заинтересованы в оказании услуг со стороны настоящих профи в своем деле. Такое развитие событий можно ожидать и в России.
Сами же компании, полагает эксперт, понимают, что им надо вести бизнес по-новому. Прежде всего перемены должны выражаться в маркетинге. Малый бизнес сейчас тяготеет к «сарафанному радио» в продвижении своих услуг. Но этот способ уже не позволяет компаниям решать поставленные перед собой финансовые задачи: ресурс такого маркетингового приема очень мал. В информационный век гораздо проще достучаться до потенциального клиента с помощью рекламы, продвижения в социальных сетях и так далее. Вести бизнес по-новому – это еще и активная работа не только с клиентской, но и агентской базой. Имея налаженные деловые контакты с посредниками во многих странах, небольшие компании могут обеспечить себя загрузкой по оказанию услуг зарубежным клиентам. До этого малый бизнес еще только доходит.