Вынужденный ход
Дискуссия о разделении производственных и транспортных энергомощностей ведется в Германии уже давно. Собственно, эта дискуссия является частью общеевропейской политики либерализации энергетического рынка, в рамках которой подразумевается, что генерирующие и транспортные мощности должны находиться в руках различных компаний – для того чтобы в регионах не возникало монопольной ситуации, при которой компания–поставщик энергии взвинчивает конечные цены потребителям, фактически насильно продавая им электричество, произведенное на собственных электростанциях.
Прошлым летом немецкий рынок пережил первую волну либерализации – на рынок были допущены новые компании-посредники, которые стали продавать электричество конечным потребителям по гибким тарифным планам, однако даже эти новые игроки все равно зависят от монополистов, владеющих тянущимися по всей стране высоковольтными сетями электропередачи. В предложении Вульфа Бернотата речь идет о том, чтобы передать эти высоковольтные сети в руки новой частной компании.
Между тем заявление Бернотата сложно расценивать как проявление доброй воли. Для сенсационного выступления у топ-менеджера было по меньшей мере две серьезные причины. По собственному заявлению Бернотата, сегодня возглавляемая им компания стоит перед серьезной проблемой, связанной с необходимостью расширения транспортной сети. По словам Бернотата, если транспортная сеть останется в руках E.ON, то в ближайшие годы концерну придется вложить около 2 млрд евро на прокладку новых линий. И они не окупятся. Дело в том, что E.ON может предоставлять свои транспортные мощности сторонним компаниям по регулируемым государством тарифам. Сейчас государство установило норму прибыли для такой услуги в 3,6%. «Ситуация становится просто смешной – новые инвестиции лягут на нас мертвым грузом», – заявил Бернотат. Также компанию не может не волновать тот факт, что новые правила регулирования максимальной ставки прибыли для владельцев транспортных сетей, вступающие в силу с будущего года, подразумевают постепенное сокращение и без того невысокой нормы прибыли.
Вторая причина, заставляющая Бернотата спешно искать способы избавиться от принадлежащих компании сетей, заключается в том, что в самое ближайшее время E.ON может столкнуться с серьезными санкциями со стороны Еврокомиссии. По словам самого Бернотата, последней каплей в принятии решения стал для него телефонный разговор с комиссаром Еврокомиссии по вопросам конкуренции Неели Крес. Как заявил Бернотат журналу Der Spiegel, в этом телефонном разговоре Крес пообещала, что Еврокомиссия не будет преследовать E.ON в рамках борьбы с монополиями, если E.ON продаст свою транспортную сеть. «Я далек от того, чтобы называть это гениальным решением, но решение принято», – заявил Бернотат Der Spiegel.
Не хуже, чем у соседей
Разделение генерирующих и транспортировочных мощностей в энергетическом секторе – не новость для европейских стран. На сегодняшний день ряд государств Европы уже пошли по пути разделения производства и доставки электроэнергии. В Великобритании такое решение было воплощено в жизнь в 1990 году. Тогда перед тем, как приватизировать национальную энергетическую компанию-монополиста Central Electricity Generation Board, ее разделили на собственно генерирующие и транспортные подразделения. Сегодня в Великобритании действуют сразу четыре компании, управляющие электросетями, за их действиями наблюдает государственное агентство по надзору Ofgem, определяющее, например, максимально допустимый рост цен (так, в 2007 году Ofgem позволило ценам за услуги по транспортировке электричества вырасти на 7%).
Чуть менее либеральным является рынок транспортировки электроэнергии в Финляндии. Здесь с 1996 года транспортировкой электроэнергии занимается компания Fingrid, являющаяся монополистом на этом рынке, но она не занимается генерацией. При этом в капитале Fingrid участвуют две крупнейшие генерирующие компании – обеим принадлежит по 25% долей Fingrid. Еще 38% Fingrid принадлежит финским страховым компаниям, оставшиеся 12% находятся в руках государства. В руках государства находятся транспортные энергетические компании Дании и Швеции.
Куда развиваться?
Собственно, сейчас перед немецкими политиками стоит вопрос: какой из путей отделения транспортных сетей от генерирующих компаний можно считать более перспективным – передача сетей частному инвестору или группе инвесторов либо превращение сетей в национальную компанию, так или иначе находящуюся в руках государства. «Разумеется, поддержка конкуренции требует того, чтобы энергетические концерны расстались со своими сетями, – говорит эксперт по вопросам энергетики Немецкого института исследований экономики DIW Клаудиа Кемферт. – Однако для создания единой транспортной компании требуется огромное количество инвестиций. При этом ожидаемая прибыль от работы компании весьма невелика – в такой ситуации встает резонный вопрос: найдется ли вообще частный инвестор, желающий вложить в это предприятие деньги». Не менее скептично смотрят на перспективу продажи сетей частным инвесторам и представители немецкого правительства. «Я не думаю, что мы сможем найти для сетей частного покупателя», – прямо заявил в эфире радиостанции RBB Radio Eins госсекретарь министерства по делам окружающей среды Михаэль Мюллер.
Более оптимистично на проблему смотрит уважаемая Financial Times Deutschland. По сведениям корреспондентов газеты, уже сегодня одна из четырех британских компаний, занимающихся транспортировкой электроэнергии – National Grid начинает зондирование почвы по вопросам приобретения сетей компании E.ON. Другим претендентом на покупку немецких сетей может выступить австралийский банк Macquarie, регулярно работающий с иностранными инфраструктурными проектами. Впрочем, планы передачи стратегических отраслей в руки иностранных инвесторов традиционно вызывают в Германии серьезные опасения. Особенно настороженно немцы реагируют на попытки иностранцев получить контроль над энергетическим сектором страны – и приобретение транспортной сети-монополиста иностранным инвестором буквально может стать ночным кошмаром немцев. Именно поэтому представители Федерального союза по защите потребителей уже выступили с требованием к немецкому правительству приобрести продаваемые сети. «Невозможно понять, почему правительство выделяет несколько миллиардов евро на спасение банка, вложившего деньги в спекуляции на рынке американского ипотечного кредитования, но не хочет выделить и цента для того, чтобы гарантировать безопасность энергетического снабжения Германии», – заявил глава союза Хольгер Кравинкель.
Между тем до сих пор непонятно, как именно будет реагировать на изменения на энергетическом рынке федеральное правительство. Пока что официальная позиция Берлина на переговорах в Брюсселе состояла в том, что компании-монополисты не желают расставаться со своими сетями, а проводить конфискацию сетей правительство не в состоянии. Таким образом немцы пытались затянуть переговоры с Еврокомиссией и выторговать для своих концернов дополнительные уступки. Теперь, после заявления главы E.ON, эта позиция правительства Ангелы Меркель серьезно пошатнулась, что уже вызвало негодование федерального канцлера, не ожидавшего такого удара в спину. «Решение E.ON однозначно не усилит нашу переговорную позицию, – заявила Меркель с видимым раздражением. – Но мы примем эту информацию к сведению».