Подписание соглашения состоялось в Анкаре, куда съехались около 30 представителей иностранных государств и ЕС. «Сегодня исторический день для Турции, стран-участниц проекта и других государств», – сообщил собравшимся премьер-министр Турции Тайип Реджеп Эрдоган. По его словам, первым в трубу поступит азербайджанский газ, затем топливо из Туркменистана, Ирака, Сирии, Египта, а также сжиженный газ из Катара, который доставят на танкерах.
Акционерами проекта с долей по 16,67% являются шесть энергетических компаний: германская RWE, австрийская OMV, турецкая Botas, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и венгерская MOL.
Основная цель проекта – транспортировка каспийского и ближневосточного газа в Австрию и далее другим европейским покупателям. И что важно – в обход России, поскольку европейским потребителям не нравится монополия Москвы на поставки энергоносителей. Кроме того, ненадежность Украины как транзитера российского газа не раз заставляла понервничать западных соседей. Европа решила непременно диверсифицировать потоки энергоносителей. Первый результат был представлен сегодня.
Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу подтвердил сегодня европейскую заинтересованность в проекте и указал на его политическую значимость: «Это важный шаг не только в сфере укрепления энергобезопасности в Европе, но и для всех стран региона. Он создаст новые связи между Турцией и Европой и странами Каспия и Средней Азии. Кроме того, соглашение откроет дверь в новый формат отношений Анкары и Евросоюза».
Общая протяженность трубопровода – 3282 км с учетом питающих веток. 1998 км из них будет проложено по территории Турции, газопроводы также пройдут по просторам Грузии и Ирана. Труба соединит каспийский регион, Ближний Восток и Египет через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию с Австрией и далее со странами Центральной и Западной Европы. Она станет продолжением уже построенного газопровода Баку–Тбилиси–Эрзурум. Реализация проекта стоимостью 8 млрд евро начнется в 2011 году, а первый газ поступит к 2014 году. На первом этапе предполагается транспортировать до 15 млрд кубометров газа в год. Проектная же мощность позволит перекачивать 31 млрд кубометров. Но на эти объемы предполагается выйти не сразу, а спустя несколько лет после ввода газопровода в действие.
Отметим, ряд европейских участников проекта сегодня высказали сомнение в том, что удастся уложиться в предусмотренные проектом сроки, – кризис!
Подписанию сегодняшнего документа предшествовала серия согласований. Обсуждались политические детали и экономическая составляющая.
Турция, не имеющая собственных энергоносителей, изъявила желание стать одним из основных транзитеров газа в Европу. Премьер Эрдоган не скрывал, что одной из основных стратегических целей его правительства является превращение Турции в четвертую основную артерию доставки природного газа европейским соседям. После того как стало ясно, что вступление Турции в ЕС весьма проблематично, Анкара начала ставить перед собой более реалистичные цели. Транзит энергоносителей – очень удобный формат: «Энергетические системы Турции и Европы объединятся. Сейчас Турция является важным партнером ЕС в сфере энергетической политики. И только с этой точки зрения ясно, что Турция должна стать членом Евросоюза».
Другой претендент на звание надежного транзитера – Грузия. Сегодня президент этой страны Михаил Саакашвили не скупился на слова. Он заявил сегодня в Анкаре, что прошлогодняя августовская война России против Грузии, отключение Россией природного газа ряду европейских стран ускорили подписание документа по Nabucco.
По словам Саакашвили, «в прошлом году десятки баллистических ракет были выпущены по распределительной сети нефти и газа Грузии, причем без какого-либо военного документального обоснования». Он также обвинил Россию в агрессии против реализации Nabucco, которая «не только не достигла поставленной политической цели, но, напротив, принесла абсолютно противоположный результат». Целью этой агрессии, убежден Саакашвили, было запугивание постсоветских государств, находящихся вокруг Грузии, и «удушение их стремления к независимости и свободе».
Вопрос экономической целесообразности был отнюдь не последним: чем наполнить трубу?
Страны каспийского региона, располагающие запасами газа, до последнего времени делали весьма политизированные заявления. Так, президент Азербайджана Ильхам Алиев на минувшей неделе заявил, что не будет финансировать сооружение газопровода, но готов предоставить газ. Между тем, напомним, 28 июня 2009 года Баку и Москва подписали контракт о купле-продаже азербайджанского газа, согласно которому с 2010 года российский «Газпром» будет закупать у Азербайджана газ в объеме 500 млн кубометров с последующим увеличением объемов. «Газпром» также включен в список потенциальных покупателей газа второй очереди месторождения Шах-Дениз в Азербайджане, основного потенциального источника сырья для Nabucco. Но в минувшую пятницу, после встречи с турецким министром энергетики и природных ресурсов Танером Йылдызом глава Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан политически поддерживает и отдает приоритет проекту газопровода Nabucco и имеет возможность экспортировать до 50 млрд кубометров газа в год.
До последнего момента не было ясности, в какой степени Туркмения готова участвовать в проекте. Однако в минувшую пятницу, 10 июля, президент Гурбангулы Бердымухаммедов на расширенном заседании кабинета министров сказал, что в его стране имеются значительные объемы товарного газа, который может быть реализован на границе государства. «Туркменистан, приверженный принципам диверсификации вывода своих энергоносителей на мировые рынки, намерен задействовать имеющиеся возможности для участия в крупных международных проектах – таких, к примеру, как проект Nabucco», – уточнил он.
Ирак и Египет также фигурируют в списке потенциальных наполнителей газопровода, но контрактов с ними пока нет. Правда, иракский премьер Нури аль Малики сказал сегодня, что планирует поставлять около 15 млрд кубометров газа в год для Nabucco. Но у Ирака, похоже, сейчас много других проблем.
Об участии Ирана, чьи газоносные провинции могли бы рассматриваться как более чем желанные участники проекта, пока нет речи. Не власти страны, а оппозиция, проигравшая на президентских выборах, делала намеки о готовности наполнять Nabucco. Правда, премьер Турции Эрдоган сегодня заявил, что Анкара «выступает за присоединение к проекту Ирана, когда это позволят условия, а также надеется на участие в нем России». США тоже не забыли поучаствовать в газовом празднике: спецпредставитель США по вопросам энергетики в Евразии Ричард Морнингстар накануне подписания документа заявил, что Россию не следует исключать из проекта, а вот Иран – следует.
Но этот реверанс в сторону России не сгладил картины: похоже, пока что Москва проигрывает. Конкурент Nabucco, газопровод «Южный поток», где основным участником является «Газпром», до сих пор не вызывал вопросов по части наполнения. Он затевается Россией в обход Украины, каждую зиму отказывающейся от платы за российский газ и, по данным российской стороны, ворующей энергоносители прямо из трубы, предназначенной для европейцев. Согласно проекту, газопровод будет проложен по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варна и далее в Италию и Австрию. Соглашения по «Южному потоку» уже подписаны с Болгарией, Грецией и Сербией. Кроме того, ожидается подписание с Австрией. Стоимость проекта составит, по оценке «Газпрома», 8,6 млрд евро. Ввод в строй планируется в конце 2015 года.
Но сегодня у «Южного потока» возникли небольшие проблемы: новый премьер Болгарии Бойко Борисов объявил мораторий на крупные сделки в сфере энергетики. Они будут проверены финансовыми консультантами премьера. Вместе с тем сегодня Болгарией было подписано соглашение по Nabucco.
Реальное подтверждение Баку и Ашхабадом планов поставок своего газа в Nabucco выбивает из рук Москвы прежде веский козырь – отсутствие поставщиков голубого топлива.