Ограниченность рынков любой из трех бывших Прибалтийских республик объясняет стремление компаний-лидеров, достигших определенного этапа развития, выйти за пределы своей страны. В качестве территорий для экспансии в первую очередь рассматриваются ближайшие соседи: помимо оптимальной логистики Латвию, Литву и Эстонию объединяет примерно одинаковый уровень экономического развития и схожая ментальность потребителей. Проникновение бизнесов этих стран на рынки друг друга, таким образом, предопределено объективными факторами.
«Сладкий» передел
В середине ноября ведущий производитель мороженого в странах Балтии эстонское акционерное общество Premia Tallinna Kulmhoone (PTK AS) и крупнейший в Латвии продавец пищевых продуктов глубокой заморозки A/S FFL подписали договор купли-продажи, согласно которому эстонцы стали владельцами контрольного пакета акций латвийской компании. Нормундс Озолиньш, прежний коммерческий директор A/S FFL, оставшийся во главе предприятия, комментирует случившееся оптимистично: «Мы предвидим, что результатом совместной деятельности с Premia Tallinna Kulmhoone станет рост эффективности при продаже как мороженого, так и пищевых продуктов глубокой заморозки, что, в свою очередь, усилит позицию FFL на рынке глубокозамороженных продуктов в Латвии».
Интересы Premia Tallinna Kulmhoone также понятны. Компания является одним из двух ведущих игроков на рынке мороженого Эстонии с долей в 40%. В Литве, где PTK AS работает уже три года, оно занимает второе место, обладая 25% рынка. В Латвии же до сих пор его рыночная доля составляла всего 8%. Приобретение FFL позволит исправить положение: приобретенная компания – сильное предприятие с хорошо развитой логистической сетью, охватывающей всю Латвию в секторе розничных и оптовых продаж.
Однако это не первое поглощение на балтийском рынке мороженого. Незадолго до сделки между PTK AS и A/S FFL второй по величине эстонский производитель мороженого компания Balbiino AS приобрела активы латвийского производителя мороженого Margota. Новый руководитель Margota Tеэта Аниера пояснил шаг эстонцев следующим образом: рынок Латвии больше, чем рынок Эстонии, да и потенциал его качественного роста еще не исчерпан. Ассортимент продукции, предлагавшийся до сих пор на латвийском рынке мороженого, более узок, чем в Эстонии. Предложив новые изделия и вкусы, эстонский производитель намерен завоевать любовь местных покупателей.
Задача передела облегчается раздробленностью рынка. В Латвии мороженое производят в основном небольшие компании, у которых недостает сил на развитие мощностей и логистической сети. Единственный крупный производитель и потенциальный конкурент – конгломерат «Рижский молококомбинат», чья доля на рынке составляет примерно 30%. Но 80% его акций в мае текущего года также приобрел эстонский инвестиционный фонд Alta Capital Partners.
Повысить градус
Активны не только эстонские мороженщики. В октябре 2007 года компания Livik, один из ведущих производителей и импортеров алкоголя в странах Балтии, приобрела 100% акций латвийской фирмы L.I.O.N. & Ko, занимающейся реализацией алкоголя. L.I.O.N. & Ko – один из крупнейших игроков на рынке алкоголя, главный офис предприятия находится в Латвии, дочерние фирмы – в Эстонии и Литве.
По словам председателя правления Liviko Янека Кальви, в средне- и долгосрочной перспективе компания рассчитывает стать ведущим производителем и импортером алкоголя в странах Балтии. «L.I.O.N & Ko имеет сильную позицию на рынке и обширную клиентскую базу, прежде всего в Латвии. Мы уверены, что, объединив усилия, сможем предложить клиентам еще более широкий выбор товара и увеличить совместную рыночную долю», – сказал Кальви. По его мнению, L.I.O.N. & Ko, несомненно, является одной из самых стабильных компаний среди лидеров этого рынка.
Основатель и бывший крупный акционер L.I.O.N. & Ko Игорь Евменов подчеркивает, что Liviko – это экономически очень сильное предприятие с давней традицией. «Мы уверены, что отдаем наш бизнес и замечательных сотрудников в хорошие руки», – сказал Евменов.
Двустороннее движение
По мнению известного эстонского аналитика и консультанта в области макроэкономики профессора Льва Голуба, идут естественные процессы реформирования рынка стран Балтии. Рыночное пространство каждой из них слишком мало, чтобы действующие на нем предприятия чувствовали себя комфортно. Ведь даже суммарный рынок региона заметно уступает московскому или петербургскому. Так что любой игрок, имеющий достаточно сил, укрепляется в своей нише, стараясь расширить сферу влияния, прежде всего – в соседних странах. И это относится, по мнению эксперта, не только к эстонцам. Например, в самой Эстонии все активнее действует литовская сеть розничной торговли T-Market. Она открыла на территории соседней страны несколько десятков магазинов и успешно конкурирует с более дорогими супермаркетами «эстонского разлива» Selver и Rimi. В банковской сфере складывается похожая ситуация. На этом поле все заметнее действует филиал латвийского Parex banka, предлагая клиентам услуги по более гибким и персонифицированным схемам.
Экспансия соседей в сферу розничной торговли и банковских услуг Эстонии началась еще несколько лет назад. Отличительная черта нынешнего года – успешное проникновение эстонского бизнеса в Латвию. По мнению председателя эстонского Союза производителей молочных продуктов Яануса Муракаса, успех земляков объясняется наличием у них реалистичных стратегий развития на достаточно длительную перспективу, как минимум – на десять лет. Напротив, южные соседи Эстонии привыкли к тому, что на протяжении многих десятилетий именно Латвию принято считать «главной» республикой Балтии, а Ригу – финансово-экономическим центром всего региона. Может быть, полагает Муракас, это несколько притупило их бдительность и дало фору эстонцам.
Таллин