В 2007 году, по данным Африканского банка развития (АфБР), регионального финансового института, экономический рост в 53 странах Африки составит 6% -- самый высокий показатель за последние 20 лет. Это создает шансы для Африки, в большинстве стран которой население растет на 2--3% каждый год, на опережение экономического роста над демографическим. Ускорение роста, по оценкам банка, в значительной мере стало результатом растущего спроса на сырье, прежде всего со стороны стран Азии, и особенно Китая. КНР в последние годы превратилась в важнейшего торгового партнера и инвестора в Черный континент. Поэтому неудивительно, что ежегодный саммит Африканского банка развития проходит в Шанхае, экономической столице Китая.
В 2006 году темпы роста в странах Африки составили 5,5%. В 2006 году банк прогнозирует 5,9%, а в 2008--2010 годах – выход на уровень 6,5--7%. Еще в начале десятилетия средние темпы роста составляли в Африке всего 3--3,25%. Комментируя эти прогнозы, главный экономист АфБР Луис Касекенде отметил, что такой рост тем не менее недостаточен для достижения целей борьбы с бедностью. Банк полагает, что для сокращения числа живущих в бедности африканцев темпы роста в странах Черного континента должны достигать 7--8% ежегодно, приблизившись к азиатским темпам роста.
Высокие темпы роста отмечаются в крупнейших экономиках региона – ЮАР, Нигерии, Египте и Алжире. В ряде из стран -- экспортеров сырья (например, Мавритании, Экваториальной Гвинее и Анголе) экономика растет темпами выше 15% ежегодно. Тем не менее ВВП всей Африки, имеющей население 935 млн человек, составил в 2006 году (по текущему обменному курсу) 980 млрд долларов, т. е. примерно в полтора раза больше, чем у 16-миллионных Нидерландов. Более того, почти половина (47%) африканского ВВП приходится всего на четыре крупнейшие экономики.
«Африканский рост является сильным, однако он основан на довольно уязвимом фундаменте. Поэтому в случае недальновидной экономической политики рост может остановиться или смениться рецессией. Во многом это связано с зависимостью экономик от одного-двух сырьевых товаров и отсутствием диверсификации. Лишь ЮАР, Египет и Марокко имеют довольно диверсифицированную структуру экспорта», -- утверждает в своем отчете Элохо Отобо, экономист Комиссии ООН по Африке.
В некоторых странах континента экономическая ситуация остается печальной. Например, в Зимбабве, президент которого Роберт Мугабе проводит деструктивную экономическую политику, инфляция выросла до 2 200% годовых в марте 2007 года, а ВВП ежегодно сокращается на 5%. Удивительно, что эту страну в конце 80-х называли «африканским Сингапуром» благодаря высоким темпам роста и развитию инфраструктуры. Сейчас же в стране 80% населения живет в бедности. Зимбабве находится на грани голода, хотя еще двадцать лет назад была одним из крупнейших экспортеров продовольствия в Африке.
«Экономический подъем в Африке в последние годы не в последнюю очередь связан с влиянием внешних сил. В Африке к югу от Сахары главным фактором внешнего влияния стал Китай, активно наращивающий торговлю с крупными экспортерами нефти, металлов, леса и сельхозпродукции. Китайское участие связано не только с торговлей, но и масштабными инвестициями, в частности, в реализацию инфраструктурных проектов. Китайские компании готовы инвестировать в дороги, порты и трубопроводы, если это гарантирует получение доступа к природным ресурсами Африки», -- рассказал «Эксперту Online» Кейт Майерс, научный сотрудник лондонского центра Chatham House (Королевский институт международных отношений).
Экономические связи между Китаем и Африкой быстро растут в обоих направлениях. С одной стороны, Китай стал важнейшим покупателем природных ресурсов в африканских странах. В 2006 году Ангола обошла Саудовскую Аравию по объемам поставки нефти в КНР и стала главным поставщиком нефти в Китай. В целом страны Африки экспортируют в Китай 760 тыс. баррелей нефти в сутки (30% всего экспорта нефти из континента). При этом Китай быстро наращивает поставки промышленной продукции на рынки африканских стран -- не только массовых товаров, таких как обувь, одежда или посуда, но и сложной техники, от турбин электростанций до телекоммуникационного оборудования для сотовых сетей. Китайские компании также активно инвестируют в африканские страны – инвестиции на 2006 год составили 7,5 млрд долларов. Причем это не только государственные нефтяные компании, пытающиеся обеспечить доступ к новым ресурсам, но и небольшие частные компании, производители текстиля, обуви и прочего ширпортреба, использующие бескрайний рынок труда африканских стран. Из-за ограничений, которые ЕС и США накладывают на импорт одежды и обуви из Китая, китайские компании открывают свои цеха в Африке. Инвестиции идут и в сферу услуг – компания China Mobile в сентябре 2006 года объявила о покупке одного из мобильных операторов в Эфиопии.
«Впрочем, торговля с Китаем создала не только возможности для экономического роста в Африке, но и оказала негативное влияние на развитие местной промышленности. Например, производители текстиля и обуви на Маврикии или Мадагаскаре не могут конкурировать с дешевым китайским экспортом. Конкуренция с сильными китайскими компаниями задерживает индустриализацию в целом ряде отраслей и стран Африки», -- рассказала «Эксперту Online» Прэт Тэкер, старший экономист лондонского центра Economist Intelligence Unit. Тем не менее власти Китая пытаются уменьшить роль негативного влияния своей торговли на Африку, обещая помощь в виде инвестиций, торговли, технологий и обучения студентов. Недаром саммит Африканского банка развития завершится 17 мая речью премьера КНР Вен Цзябао. Между тем на юг Африки устремились и российские компании, в основном из добывающих отраслей.
В то же время рост Северной Африки в большей степени ориентирован на соседнюю Европу. Это и поставки природного газа и нефти из Алжира и Ливии, текстиля и сельхозпродукции из Марокко и Египта. В ближайшие годы ЕС собирается усилить свои позиции в регионе. Так, премьер Португалии Жозе Сократеш (а его страна с 1 июля и до конца года будет председательствовать в ЕС) объявил о необходимости развития связей со странами Северной Африки, которые получат инвестиции и технологии Евросоюза в обмен на помощь в борьбе с нелегальной миграцией и поставки сырья и потребительских товаров. Его стратегию поддерживает глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, до своего нынешнего поста возглавлявший португальское правительство. Ориентацию ЕС на развитие экономических связей с Северной Африкой намерен продолжить вступающий вскоре в должность будущий французский президент Николя Саркози – его страна председательствует в Евросоюзе в первую половину 2008 года.